Килевание - распространенное в XVII веке морское наказание за серьезное преступление в пути, отличающееся исключительной жестокостью и садизмом. В чем оно заключалось?
Вспоминая парусную эпоху, большинство из нас представляет географические открытия, морские баталии и романтические истории о пиратах. Однако, жизнь матросов и суровые морские правила, часто остаются "за кадром" воображения.
Вопреки расхожему мнению, наниматься моряком во флот в XVI-XVIII веках никто не спешил. Возможные кораблекрушения, болезни от нехватки витаминов, встречи с пиратами, суровые наказания, скудное питание и жизнь в замкнутом пространстве, по понятным причинам, абсолютно никого не привлекали.
И сколько бы здесь не поднимали жалование и социальные льготы, очередь в матросы собиралась редко. Существовала даже поговорка: "При выборе между кораблем и тюрьмой, умный всегда выберет последнее, поскольку кормят в тюрьме лучше и кампания, как правило, приличней."
Стараясь пополнить ряды матросов, Великобритания часто шла на отчаянные меры - вербовала преступников, бродяг и пьяниц. Чтобы держать в узде всю эту свору, офицеры разработали суровую систему наказаний. Применялись они за малейшие нарушения. А для большего эффекта, процесс обставлялся как красочное шоу.
Впервые килевание упоминается еще у древнегреческих пиратов. Однако, заново изобрели его на английском флоте в начале XVII века.
Суть экзекуции заключалась в том, что под киль судна заводился канат, концы которого крепились к блокам на ноках нижнего рея. Провинившегося моряка привязывали к этому канату и протягивали под днищем судна от одного борта до другого. В зависимости от тяжести преступления, килевание повторялось 2 или 3 раза. Опасность заключалась не столько в утоплении (несчастный мог захлебнуться водой), сколько в острых краях ракушек, которые в изобилии покрывали подводную часть судна.
Когда матроса тянули под днищем, морские ракушки резали его тело, превращая кожу в лохмотья. Чтобы представить ощущения, попробуйте провести рукой по кухонной тёрке.
После 3-х кратного килевания, осужденный превращался в месиво. Удачей считалось, если канат застрянет и тогда несчастный просто захлебнется.
Конечно, наказывали таким образом не всех. Подобный приговор выносили мятежникам, убийцам, а также за не подчинение приказам капитана или сопротивление офицерам.
За менее тяжкие грехи моряков пороли кошкой с девятью концами. На каждом кончике хлыста завязывался узел или крепились крючья. Удары также сдирали кожу, но только на спине. При этом, врач следил за состоянием осужденного и мог отложить экзекуцию до выздоровления несчастного. Практиковались также "прогон сквозь строй", "привязывание к мачте", "погружение в море", "обычное повешение" и т.д. Наказания, в целом, ограничивались лишь фантазией офицеров.