Продолжаем рассказывать вам о самых знаменитых дуэлях, которые имели место быть в Петербурге. Как мы узнали из первой части, дуэли не всегда преследовали цель отстоять свою честь или честь своих близких. Случалось и так, что поводом для конфликта становились деньги. то есть уже в те времена, за большинством конфликтов со смертельным исходом надо было искать финансовый след и кому это было выгодно, что уж тогда говорить про сегодняшний день... Однако продолжим.
Четверная дуэль 1817 года на Волковом поле
Одним из самых популярных мест, где проходили дуэли в XIX веке было Волково поле. Это довольно уединённое местечко, которое как нельзя кстати подходило для подобных встреч. Не удивительно, что именно это место стало свидетелем поистине уникальной четверной дуэли в которой приняли участие и конфликтующие стороны и их секунданты. Но давайте поподробнее. Конфликтующими сторонами были граф Александр Завадовский в чине камер-юнкер и офицер-кавалергард Василий Шереметев.
Причина дуэли
Как вы уже наверное догадались, причиной дуэли была женщина. Место фотомоделей в те времена занимали балерины, вот и Авдотья Истомина являлась таковой. Фото этой светской львицы тех лет вы можете посмотреть ниже. Эх жаль, что тогда не было ещё журнала Play Boy. Наверняка мы могли бы лицезреть её на обложке одного из номеров. Ну, не страшно. Ведь есть наш исторический сайт на страницах которого мы отважимся вам показать эту балерину во всей красе и не говорите потом, что тема не раскрыта.
В то время, Истомина крутила амуры с Шереметевым. Более того, их роман длился уже два года. Ну, то есть уже можно твёрдо сказать, что она была его женщиной. Но вот в жёны её брать Василий Шереметев не спешил. Наверное понимал с кем проводит часы досуга. Видать Авдотья потеряла терпенье и решила при помощи скандала сдвинуть лежачий камень. Короче, типа свалила.
Естественно тут же появились желающие перехватить эстафету. Не прошло и пары дней, как Истомину зазвал к себе Грибоедов. Но как оказалось Грибоедов был не главным инициатором этих посиделок. У него на квартире Истомина имела честь познакомиться с Александром Завадовским. Этот товарищ снимал с Грибоедовым одну квартиру и так же слыл в народе светским львом. Чем закончилось чаепитие с поэмами у Грибоедова каждый пускай додумает сам, но Шереметев долго не думал.
Узнав о том, что его пассия нашла своё счастье и истинное призвание, тянуть кота за его котята не стал, а сразу отправил графу Завадовскому вызов на дуэль. Секундантом у Шереметева был Александр Якубович(уж не предок ли известного вращателя барабана?). Все уже знали, что Грибоедов так же принимал участие в знакомстве двух светских лювов. Поэтому Якубовичь решили вызвать на дуэли Грибоедова. Что бы не повадно было.
Дуэль
В общем, как мы уже все поняли, ничего ценного на кону не стояло. Тем не менее 24 ноября 1817 года дуэль всё таки состоялась на том самом Волковом поле.
Условия дуэли были невероятно просты, но в тоже время не оставляющие шансов выжить. Стрелять приходилось с 6 шагов. В общем тут выигрывает тот у кого нервы крепче и руки не так сильно трясутся. Шереметеву выпало стрелять первым. Казалось бы, вот она победа. Можно спокойно выдохнуть и расквитаться с соперником. Но видать перенервничал или руки тряслись ещё и от ярости. В итоге промазал. Пуля только слегка поцарапала воротник Завадовского.
А вот Завадовский не упустил возможности перевести дыхание и спокойно засадил пулю в живот Шереметеву. Ранение оказалось смертельным и спустя сутки Истомина оказалась свободной как ветер в поле.
Но мы же помним, что дуэль эта называется четверной. Значит ещё не всё закончено. Тем не менее Якубович с Грибоедовым, посмотрев на исход первой дуэли, решили повременить с разборками. Набирались мужества и решимости они довольно долго. Прошёл целый год, прежде чем они решили закрыть этот вопрос, втретившись в Тифлисе. Но их дуэлт была не такой весёлой и кровавой. Первым выпало стрелять Грибоедову и он промахнулся, а довольный Якубович сумел только отстрелить мизинец на левой руке у писателя.
Похоже судьба распорядилась именно так закончить разборки вокруг светской львицы Истоминой, оставив опознавательный знак на теле Александра Грибоедова что бы была возможность его опознать после того, как он был убит религиозными фанатиками в Тегеране.