Подводные ракетные крейсеры проекта 667-Б, известные под кодовым названием «Мурена» в классификации НАТО, были стратегическими атомными подводными лодками, разработанными для несения и запуска баллистических ракет в условиях ядерного противостояния.
Эти подводные лодки входили в состав Военно-морского флота СССР в период Холодной войны, обеспечивая ядерное сдерживание и стратегическую защиту страны.
Загадочное столкновение
Один из самых загадочных инцидентов, связанных с подводными крейсерами проекта 667-Б, произошло при столкновении одного из таких судов с неизвестным подводным объектом. Инцидент случился во время патрулирования в Атлантическом океане. Внезапный удар о неизвестный объект привёл к повреждениям обшивки подлодки и вызвал серьёзные опасения за её целостность.
Теории и догадки
После столкновения были высказаны различные предположения о том, что стало причиной аварии. Некоторые эксперты считали, что крейсер мог столкнуться с подводной горой или массивом ледяного льда, что не редкость в северных водах. Однако многие теории также указывали на возможное столкновение с другим подводным объектом, возможно, другой подводной лодкой, либо с неким неопознанным подводным аппаратом.
Воспоминания участника
Я, капитан первого ранга Батаев Вячеслав Михайлович, ныне находящийся в отставке, был командиром этого корабля в том самом боевом походе, когда случилось столкновение с неизвестным объектом, который был явно меньше по размеру, чем наша подводная лодка. На этом снимке зафиксированы внешние повреждения от столкновения. На момент происшествия это была моя восьмая боевая служба в должности командира ракетного подводного крейсера. Кораблём я руководил уже более шести лет.
Экипаж у нас был опытный, сплочённый коллектив. Я всегда буду благодарен каждому матросу, мичману и офицеру за честь и удачу работать с ними. Вместе мы успешно выполняли задачи в любых широтах, куда нас направляли боевые распоряжения. Большое вам спасибо, ребята!
Хотя в моей памяти некоторые моменты со временем стали менее чёткими, основная последовательность событий осталась ясной. На третий день похода мы четырежды получили один и тот же цифровой закодированный сигнал от атомной подводной лодки. Его содержание не расшифровывалось сразу, но путём сопоставления удалось выяснить, что сообщение содержало сигнал: «Авария. Нуждаюсь в помощи!». Следует отметить, что акустический сигнал в воде передаётся значительно медленнее радиосигнала — примерно в 200 000 раз, что увеличивает влияние возможных помех.
Шума от подводной лодки не было слышно около полутора часов. Все наши попытки связаться с источником сигнала не увенчались успехом. Стало очевидно, что необходимо принять меры для прояснения ситуации. Я решил, несмотря на нарушение режима скрытности, всплыть под перископ. Ведь я моряк, и сигнал бедствия, который мы получили, подобен SOS. В мирное время штабы простят мне нарушение скрытности ради спасения.
Расследование инцидента
Командование советского флота незамедлительно начало расследование инцидента. Был проведен анализ повреждений корпуса и всех систем подлодки, чтобы определить источник удара. Однако, несмотря на множество проведённых экспертиз, точную природу объекта установить не удалось. На протяжении многих лет инцидент окутан тайной, вызывая различные гипотезы — от столкновения с другой подлодкой до загадочных неопознанных объектов, которых на Западе связывали с возможными разведывательными аппаратами.
Последствия для флота
Столкновение показало необходимость модернизации подводных крейсеров проекта 667-Б. Были внесены изменения в их системы навигации, датчики обнаружения и маневрирования для предотвращения подобных происшествий в будущем. Этот инцидент стал одним из многих, подчёркивающих сложность и опасность патрулирования на больших глубинах в условиях ограниченной видимости и постоянной угрозы столкновения с другими подводными объектами.