Эти фотографии сняла советская этнограф Дыренкова Надежда Петровна в 1927 году на территории Кемеровской области, в Горно-Шорском (историческом) национальном районе, что находился в составе Сибирского края. В основном этот район был заселен шорцами.
Кстати, интересен такой момент, что многим коренным народам названия фактически были даны советскими учеными. Так, название шорцы — не является историческим для родовых групп, населявших Западную Сибирь.
До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин). А вот название «шорцы» позднее было закреплено в официальных документах властями.
Такая ситуация не была единичной, а распространялась на многие народы севера, Сибири и прочих территорий бывшей Российской империи. Так, ламутов уже во времена СССР официально назвали эвенами, а тунгусов — эвенками (это просто пара примеров, которые я сейчас вспомнила).
Далее я покажу несколько заинтересовавших меня фотографий. Вот, например, забавный живой кадр. Фотограф хочет снять семью, детей, а те не понимают, что от них хотят, вырываются. Родители со смехом показывают на камеры, и пытаются развернуть детей, а те уже начинают нервничать, орать, и беситься. В общем, вполне современная ситуация, когда хотят снять малышей, а те сопротивляются.
На этом фото шалаш для жениха и невесты, построенный во время свадьбы. Такие фото я уже встречала, на на вскидку не вспомню, где. Но в целом постройка такого шалаша, символизирующего, по видимому, будущий дом и семейную жизнь, встречается у многих народов.
Здесь интересно поведение жениха и невесты — он весел и поет, невеста стесняется, опустив голову. Все вполне согласуется с типичным патриархальным стилем поведения мужчин и женщин — он активен, контактирует с обществом; она пассивна, сидит в глубине шалаша, в полностью закрытой позе.
Вот это огромное здание является амбаром. Размер его поражает воображение. Но еще больше удивляет указание, что это амбар русского (карельского) типа.
Если немного подумать, то понимаешь, что это так уж странно: все-таки северяне в самом деле активно осваивали Сибирь и привносили сюда свою культуру, включая свои традиции деревянного строительства. И все равно такая связь между настолько удаленными территориями, как Русский Север и Сибирь не может не вызывать эмоции удивления и даже восхищения.
А вот еще одна традиция, близкая практически всем народам России: изготовление самогонки с помощью вот такого интересного аппарата. Подобная конструкция была типичной для Сибири, встречалась мне и у якутов, например, и многих других народов.
На этом фото охотники на лыжах. Эй, на улице лето, куда ты на них ехать собрался!) На самом деле это фото опять перекликается с Русским Севером.
Вот такой же кадр, снятый в Архангельской губернии, и на фото тоже явно не зима. Тут у меня два варианта. Либо на таких лыжах ходили по болотам и по тундре. Либо фотографы в обоих случаях захотели снять охотников в полном облачении (включая лыжи), и попросили их надеть, невзирая на сезон, потому что целью фотографии было именно показать снаряжение.
А вот это типичный способ хранения продуктов, который также встречается по всей России (и миру): помост для зерна, поставленный на высокие ножки, чтобы защитить зерно от грызунов.
А тут уже постройка, вобравшая в себя и традиции типичного для России сруба, и одновременного похожего на юрту.
Тут нагляднее видно, что это по сути не изба, а деревянная юрта.