Советский Джеймс Бонд

27 сентября 2021
Материал для сайта http://valentin-pikul.ru/articles/sovetskiy-dzheyms-bond/

"… Вот кого надо снимать в роли Джеймса Бонда", – сказал Иосиф Бродский своему другу Льву Прыгунову, когда увидел его фотографию, запечатлевшую кадр из фильма «Блистающий мир» (1984). И хотя актеру. 

Советский Джеймс Бонд. Лев Прыгунов

много работавшему в отечественном и зарубежном кино, так и не досталось этой роли, «крутых парней» он переиграл немало. Причем, не только со знаком плюс.
Он с детства хорошо стреляет (с семи лет ходил с отцом на охоту), а за годы кинокарьеры освоил многие виды оружия и стал завсегдатаем тиров, где тренируются профессионалы. Так что вполне оправдал звание «советского Джеймса Бонда», которым его не раз награждали.

Впрочем, для многих зрителей Прыгунов – скорее Бонивур. Так поклонники называли актера после картины «Сердце Бонивура» (1969). Именно эта роль принесла исполнителю всесоюзную популярность и любовь зрителей. Сейчас Льву Георгиевичу 82 года. Вот несколько фактов из его жизни, насыщенной событиями и яркими эмоциями.

1. Лев Прыгунов родился 23 апреля 1939 года в Алма-Ате (ныне Алматы, Республика Казахстан). Мама работала учительницей русского языка и литературы. По ее линии мужчины трех поколений были священнослужителями. Отец прошел войну. Был биологом по образованию и призванию, но после фронта получил должность директора детского дома. От науки его отстранили, поскольку ученый не принял официальную теорию Трофима Лысенко, построенную на отрицании генетики. В 1949 году погиб во время самостоятельной экспедиции по изучению редкого лилового дрозда.

2. Льву было 10 лет, когда не стало отца, но мальчик успел перенять его увлечение природой. После школы он поступил в Алма-Атинский педагогический институт на биологический факультет. Там попал в драматический кружок и после второго курса отчислился из вуза. «Тогда же понял, что самодеятельность меня не устраивает, надо учиться профессии», – вспоминает Лев Георгиевич. В том же году его приняли в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.

3. Дебют в кино состоялся во время учебы в ЛГИТМиКе. В фильме «Увольнение на берег» (1962) он сыграл главную роль. Там же подружился с Владимиром Высоцким. «Уже на пробах я убедился, что Володя – большой актер», – говорит Прыгунов. В 1962 году он окончил учебу, ленинградская прописка закончилась, а другой не было. Поехал в Москву, но после нескольких приводов в милицию из-за отсутствия регистрации пришлось покинуть столицу. У Высоцкого тоже были проблемы – уволили из Театра имени Пушкина. Друзья отправились в Алма-Ату сниматься в каком-то фильме, но через три месяца его закрыли.

4. Зато Прыгунов восстановил свою прописку в Алма-Ате, легально вернулся в Москву и добился регистрации. После дебюта стал регулярно появляться в заметных фильмах («Они шли на Восток», «Дети Дон Кихота», «Застава Ильича»). Но своего жилья у артиста долго не было: снимал комнаты в коммуналках и даже обустраивал заброшенные подвалы. Чтобы отдохнуть в спокойной обстановке, стал завсегдатаем читального зала Библиотеки имени Ленина. Вспоминает, что сотрудницы библиотеки говорили: «Мы знаем только двух актеров, которые любят читать, – это Вячеслав Тихонов и Лев Прыгунов». Правда, в отличие от Прыгунова, Тихонов ходил в Ленинку не спать, а готовиться к роли Болконского.

5. Еще в ЛГИТМиКе Лев Прыгунов узнал, что его отнесли к разряду «неблагонадежных». Причин для этого было немало: предки-священники, нелояльный отец, бунтарский характер самого актера и его окружения. Среди приятелей Прыгунова оказалось немало представителей интеллигенции, которые разными способами эмигрировали из страны. Близким другом стал Иосиф Бродский. «Накануне первой встречи с Бродским, в середине шестидесятых, я страшно нервничал. Его тогдашнюю поэзию я знал наизусть… С Иосифом, вопреки моим волнениям, я сошелся как-то сразу», – говорит артист. Оба изучали английский, Прыгунов доставал другу иностранные книги из букинистических магазинов. Они часто встречались, жили друг у друга в Москве и Ленинграде. В своей первой поездке в США в 1989 году актер остановился в квартире у Бродского, и поэт подарил ему редкий экземпляр своей нобелевской речи с автографом.

6. Тем не менее, Прыгунова одним из первых взяли в фильм зарубежного режиссера. На роль молодого итальянского солдата Баццоки в картине «Они шли на Восток» (1964) претендовал Энтони Перкинс («Психо»). Но советско-итальянский бюджет его не потянул. Режиссер Джузеппе Де Сантис увидел Прыгунова в первых картинах и утвердил в проект. На съемках артист отличился скандалом, о котором сам рассказывал. "… Итальянцев кормили в отдельном вагончике, с официантами. А наши актеры стояли с алюминиевыми мисками в очереди к котлу", – возмущается исполнитель. Однажды после тяжелых съемок Прыгунову не нашлось места присесть, окружающие стали подшучивать и он не выдержал – эмоционально высказал все, что думает о руководстве студии и власти. Дальше работа продолжилась в штатном режиме, но в картины «Мосфильма» Прыгунова не брали целых пять лет.

7. С зарубежными проектами тоже возникали проблемы, если речь шла о выезде за границу. Многие роли сорвались по причине «неблагонадежности» артиста. "… Когда… попал в советско-румынскую картину «Туннель» и получил загранпаспорт, который выдавали на руки только перед самой поездкой, обалдел: стоявшие в нем итальянская и югославская визы были перечеркнуты надписью «Аннулировано». Значит, меня решили не выпускать в самый последний момент!". Так Прыгунов не получил роль в картине «Красная палатка» (1969), поскольку часть съемок проходила в Италии.

8. А ведь ради «Красной палатки», исполнитель поначалу отказался от роли комсомольца Виталия Бонивура в фильме «Сердце Бонивура» (1969). Кроме того, ему не очень хотелось играть идеального, «пламенного» революционера. Уговаривали все: друзья, супруга, директор картины. Согласился, поскольку не взяли в итальянский проект. «Много позже убедился, что людям нужны такие герои – романтичные, с высокими помыслами», – признается Лев Георгиевич. Он до сих пор с удовольствием вспоминает, как пустели улицы Москвы, когда показывали очередную серию про Бонивура. Этот мини-сериал и драму «Картина» (1985) по роману Даниила Гранина исполнитель называет любимыми работами.

9. "… Я стал одним из первых советских артистов, кого в конце восьмидесятых приглашали в американские фильмы", – говорит Прыгунов. В отличие от многих, английский язык он знал хорошо. Первым проектом стал сериал «Староста класса», эпизод которого снимали в Москве. Лев Георгиевич много работал с зарубежными режиссерами на киностудиях Москвы, Петербурга, Лондона, Лос-Анджелеса («К-19», «Мастер шпионажа», «Святой», «Адское пекло»). Когда жил в США, реставрировал иконы и продавал свои живописные полотна. Причем за первые десять картин получил гонорар больше, чем за все годы съемок. «Но что до желания остаться в США или Европе… Понимаете, живя в Союзе, я мечтал вырваться из соцлагеря. А теперь, когда границы открыты, мне хорошо и здесь», – утверждает артист.

10. Живописью увлекся в 12 лет – в Алма-Ате посещал уроки эвакуированной художницы из Москвы. К увлечению вернулся примерно через 20 лет. Очень помогало, когда со съемками случались перерывы. Первая выставка картин Прыгунова состоялась в 1982 году в холле кинотеатра «Ударник». Сейчас Лев Георгиевич состоит во Всемирной ассоциации художников, а его работы хранятся в музейных и частных коллекциях разных стран.

Безбожно передрали с сайта http://valentin-pikul.ru/articles/sovetskiy-dzheyms-bond/