Последний рейс и гибель Лузитании

13 августа 2023
Материал для сайта http://valentin-pikul.ru/articles/posledniy-reys-i-gibel-luzitanii/

7 мая 1915 года произошла одна из наиболее известных морских трагедий своего времени, когда пассажирский пароход "Лузитания" был потоплен у берегов Ирландии в результате атаки немецкой подводной лодки.

Последний рейс и гибель Лузитании

Cимвол мощи и роскоши

Лайнер "Лузитания", который был признан одним из наиболее роскошных и быстроходных судов своего времени, отправился в свой последний рейс из Нью-Йорка в Ливерпуль. Это событие произошло в мае 1915 года, уже после девяти месяцев ведения войны между Германией и Британией. Многие пассажиры, включая членов экипажа, были осведомлены о риске путешествия из-за возможной атаки немецких подводных лодок. Некоторые даже видели предупреждения германского посольства в газетах. Тем не менее, многие люди не представляли, что немцы действительно смогут атаковать безоружный пассажирский лайнер.

Последний рейс и гибель Лузитании

Сам "Лузитания" был символом британской морской мощи и роскоши. Он был построен в 1907 году как воплощение превосходства Великобритании на морях. Кроме того, судно могло использоваться как потенциальный военный корабль, оснащенный орудиями и дополнительной защитой. С огромными паровыми турбинами он развивал впечатляющую скорость до 26 узлов. На протяжении многих лет "Лузитанию" считали не только быстроходным, но и красивым, называя его даже "плавучим дворцом".

U-20 против Лузитании

Последний рейс и гибель Лузитании, немецкая подводная лодка "U-20"

Немецкая подводная лодка "U-20"

Тем не менее, немецкие трансатлантические компании рассматривали "Лузитанию" как сильного конкурента, и на него была устроена настоящая охота. В это время командир немецкой подводной лодки "U-20" Вальтер Швигер обнаружил "Лузитанию" у берегов Ирландии и атаковал её торпедой, что привело к её быстрому затоплению. Это произошло 7 мая 1915 года.

Последний рейс и гибель Лузитании, командир немецкой подводной лодки U-20 Вальтер Швигер

Командир немецкой подводной лодки "U-20" Вальтер Швигер

Первая торпеда попала в правый борт судна, а затем последовал второй мощный взрыв, который вызвал огромную водяную струю и разлет обломков. Эта трагедия стала одним из наиболее громких событий Первой мировой войны, подчеркивая опасности подводной военной техники и её воздействие на гражданское население.

Последний рейс и гибель Лузитании

В тот злополучный момент лайнер "Лузитания" претерпел серьезное кренение вправо и винты поднялись над водой, началось быстрое носовое погружение. В результате, пассажиры сталкивались с трудностями на палубах, которые ускользали из-под их ног. Спасательные шлюпки на левом борту зацепились за палубу, а на правом были отброшены далеко в море, что сильно осложнило возможность их использования. Некоторые уцелевшие шлюпки были так сильно  перегружены, что перевернулись, заставив людей оказаться в воде.

Последний рейс и гибель Лузитании

Спасение утопающих, дело рук самих утопающих

В это критическое время самый известный пассажир на борту, Альфред Дж. Вандербильд, приказал своему слуге искать детей и одевать на них спасательные жилеты. В то время он был известен как миллионер и спортсмен, но вот пловец из него был никудышный. Это и помешало ему проявить героизм в этой ситуации.

Последний рейс и гибель Лузитании. Альфред Дж. Вандербильд

Альфред Дж. Вандербильд

Одна из гувернанток семьи Уорренов, восемнадцатилетняя Элис, ответственная за детей, также оказалась в эпицентре событий. Во время торпедирования она заботилась о младшей дочери семьи, трехмесячной Одри. Услышав страшный взрыв, она быстро завернула ребенка в шаль и связала концы вокруг своей шеи, создавая своеобразный способ поддержания Одри на поверхности воды. 

Последний рейс и гибель Лузитании
Шлюпочная палуба Лузитании

Схватив за руку пятилетнего Стюарта, Элис бросилась к спасательной шлюпке на верхней палубе. Там матрос посадил Стюарта в шлюпку, но не пустил Элис, объяснив, что она переполнена. Вместо этого Элис, без спасательного жилета, с привязанной к шее Одри, решила прыгнуть в воду рядом со шлюпкой. Женщина из шлюпки схватила ее за волосы и спасла вместе с Одри.

Элис четко помнила, как ее длинные волосы стали своего рода спасительным тросом. Ей удалось спасти и Одри, и себя. Родители Одри также выжили. Однако двое детей и вторая гувернантка исчезли.

В итоге, лайнер "Лузитания" исчез в водах за 18 минут, оставив на поверхности множество людей, обломков и палубных кресел. Даже капитан немецкой подводной лодки, Вальтер Швигер, взглянув на этот ужас с палубы своей субмарины, был потрясен. В записях он описал это событие как самое страшное, что ему приходилось видеть.

Самое страшное, что приходилось видеть

Сообщение о трагедии разнеслось через Атлантику. Газеты в Бостоне и Нью-Йорке кричали об ужасных новостях. Из более чем 1900 человек на борту удалось спасти лишь 764. Среди погибших было 94 ребенка.

Последний рейс и гибель Лузитании

Последний рейс и гибель Лузитании

Художник С.В. Животовский

В порту Квинстаун сцена была крайне тревожной. Под мерцающим светом керосиновых ламп родственники и друзья искали среди погибших своих близких. Волонтеры переносили неопознанные тела во временные морги, а затем они были погребены в общих могилах.

Последний рейс и гибель Лузитании

События, связанные с торпедированием "Лузитании", вызвали глубокий гнев среди американцев, потерявших 123 соотечественников. Газеты нещадно осуждали это нападение, называя его "преднамеренным убийством" и "подлым поступком". Даже будущий президент Теодор Рузвельт выразил требование немедленных ответных мер в отношении Германии. Печатный плакат из Бостона с изображением тонущей женщины с ребенком призывал американцев вступать в вооруженные силы.

Последний рейс и гибель Лузитании

Многие историки считают, что нападение на "Лузитанию" стало одной из ключевых причин, почему Соединенные Штаты впоследствии вступили в Первую мировую войну. Это утверждение верно лишь частично. Три месяца до гибели судна, президент Вудро Вильсон уже требовал от Германии "строгого ответа" за ее атаки на гражданские суда. Однако он также понимал, что даже после нападения на "Лузитанию" американское население не было готово полностью вступить в войну. Эти события произошли почти за два года до того момента, когда Соединенные Штаты фактически присоединились к европейскому конфликту.

Всё что осталось

Произошедшее также вызвало много дискуссий. Британские власти возложили ответственность за трагедию на командира немецкой подводной лодки. В свою очередь, немецкое правительство обвинило британских официальных лиц в использовании "Лузитании" в военных целях, хотя эти обвинения так и не были подтверждены.

Некоторые американцы, наклонные к Германии, высказывали предположение, что британские власти намеренно поставили "Лузитанию" под угрозу, с целью привлечь атаку и спровоцировать вмешательство Соединенных Штатов в войну. Некоторые исследователи даже связывали эту концепцию с Уинстоном Черчиллем, тогдашним первым лордом Адмиралтейства, ссылаясь на цитату из его письма до трагедии, где говорилось о желании "привлечь к нашим берегам суда нейтральных государств, особенно Соединенных Штатов, в надежде вызвать недовольство Германией".

Однако другие исследователи утверждают, что подобное поведение Черчилля было маловероятным, и ссылались на предупреждения, направленные "Лузитании" со стороны британских органов управления непосредственно перед ее гибелью.

Следует отметить, что существовали ряд неразрешенных вопросов, касающихся катастрофы. Как единственная торпеда могла так быстро потопить огромное судно? Почему "Лузитания" ушла ко дну настолько оперативно? Эти вопросы оставались без ответа в течение многих десятилетий.

В 1993 году группа исследователей попыталась раскрыть тайну, используя подводного робота "Ясон". Они сняли фотографии останков судна, расположенных на дне океана. Однако работа оказалась затрудненной из-за сильного придонного течения.

Последний рейс и гибель Лузитании

Сначала камеры обнаружили лишь разрушенные борта, привлеченные светом прожекторов. Однако внезапно из тьмы появился мощный правый борт, со следами краски, такой же, какая была на "Титанике", который был найден группой восемь лет назад. Обнаружив название судна, Роберт Бэллард ощутил, как будто прочитал надпись на могильной плите: "Здесь покоится 'Лузитания'". Однако при движении камер по дну было установлено, что предполагаемой дыры в борту не существует.

Тем не менее, останки судна, расположенные в тринадцати милях к югу от мыса Олд-Хед-оф-Кинсейл, больше напоминали свалку, чем прежний величественный лайнер. Рыболовные сети, давно оставшиеся без внимания, зацепились за выступающие элементы судна. Большие трубы полностью покрыты ржавчиной, спасательные шлюпки разложились, а морские обитатели пожрали останки людей.

Под покровом мрачной растительности погряз стальной корпус лайнера, а его надстройки превратились в призрачные обломки. Когда лайнер гигантских размеров - длиной 785 футов - столкнулся с дном на глубине 295 футов, его нос ударил первым, тогда как корма все еще поднималась на поверхность. Удар раздробил багор судна, расщепил его пополам, как орех. Лайнер накренился на правый борт, его палубы раскололись и обломками усыпали дно моря.

На компьютерном трехмерном изображении современного судна, напоминающего по внешности погибший лайнер, наложено цветное изображение "Лузитании", которая выглядела так после завершения строительства. Между третьей и четвертой трубами выявлено место разлома палубы — здесь располагались важные каюты, первоклассный холл и обеденный зал. То же самое место разлома заметно на фотографиях разломанного также на две части "Титаника".

Зачем было топить гражданское судно?

Сразу после гибели судна возникли вопросы о его грузе. Немецкая сторона всегда утверждала, что на "Лузитании" были незаконные боеприпасы. Действительно, оказалось, что судно нарушало германскую блокаду, перевозя не только необходимые товары военного времени, такие как запасные части, металлы, текстиль и продукты питания, но также и 200 ящиков с винтовками, 1250 ящиков с боеприпасами и 18 ящиков с детонаторами, на которых были надписи "Вифлеемская сталелитейная корпорация". По не проверенным слухам, место крушения лайнера британцы забрасывали глубинными бомбами для того что бы скрыть факт перевозки оружия.

Тем не менее, исследования 1993 года показали, что именно взрыв угольной пыли стал причиной второго взрыва, который унес "Лузитанию" на дно. Вероятно, немецкая торпеда поразила правый борт судна ниже ватерлинии, разрушив один из больших угольных бункеров, протянутых вдоль обеих сторон корпуса. Если в этом бункере, вероятно, было большое количество летучей угольной пыли, торпеда могла вызвать ее воспламенение. Похожий взрыв, вероятно, разрушил судно "Британик", считают некоторые ученые. В эту гипотезу также вписывается наличие угля, разбросанного на дне моря вокруг места катастрофы.

Последний рейс и гибель Лузитании

Некоторые повреждения, обнаруженные на "Лузитании" в ходе экспедиции, не были непосредственно связаны с немецкой атакой. В 80-х годах водолазы прорезали узкое отверстие в корме судна, чтобы извлечь серебряные предметы. Также на корпусе видны мелкие отверстия в районе носа, которые образовались в результате бомбардировок во время Второй мировой войны. Британские власти предполагали, что подводные лодки прятались за обломками "Лузитании".

Безбожно передрали с сайта http://valentin-pikul.ru/articles/posledniy-reys-i-gibel-luzitanii/