Мы уже не раз наталкивались на такие занятные факты, как лидерство Советского Союза в технических изобретениях. Оказывается, что многие изобретения, которые сегодня есть уже у многих на кухне или в гараже, первыми сделали в СССР, но в силу тех или иных причин они получили своё развитие за рубежом.
Так же получилось и с электромобилями. Сегодня на рынке электрокаров балом правит знаменитая Тесла, но давайте попробуем вспомнить, а было ли что-нибудь подобное в СССР? Ведь разговор о том, что нефть когда-нибудь закончится и двигатели внутреннего сгорания станут не нужны идёт уже давно. Может советские учёные думали и над электродвигателями?
И действительно. Ещё в 1935 году в Советском Союзе задумались о создании автомобиля, который работал бы от электричества.
ЛЭТ
Первая советская ласточка, работающая на 13-киловаттном двигателе и 40 аккумуляторах, которые имели ёмкость 168 А/ч, называлась ЛЭТ. Это был небольшой грузовичок, который мог на протяжении 40 километров поддерживать скоростной режим равный примерно 24 км/ч.
Это был тестовый образец и к сожалению применения ему найти не удалось. Ну, покатались, вывезли пару раз мусор, а потом просто списали. Жаль. Да и война на носу была, там другие задачи стояли перед страной.
НАМИ-750 и 751
Вот и война позади, наши победили, а творческая мысль наших инженеров заработала с новой силой и они представили в 1948 году новые прототипы работающие на электрической тяге. Это были НАМИ-750 с двумя 3,2-киловаттными двигателями и НАМИ-751 с двумя 6-ти киловаттными двигателями.
Сперва выпустили 6 машин, но потом разработка была передана в ЛАЗ, на котором выпустили целых 20 автомобилей. К сожалению автомобиль обладал кучей недостатков, пофиксить которые, наверное, было слишком дорого. В итоге проект был закрыт.
ЗАЗ-968
ЗАЗ-968
А вот такого от ЗАЗ-968 не ожидал даже Илон Маск. Этот мелкий "запаршивец" умудрился стать первыв легковым электромобилем в СССР! Это чудо увидело свет в 1973 году. Толкал вперёд электрического Запорожца двигатель мощьностью 4 кВт, а проехать он мог на одном заряде 100 км.
К счастью или к сожалению в серию автомобиль не пошёл. Эксперимент так и остался на фотографиях и может быть у кого-то в гараже...
РАФ-2204
К 1976 году у советских инженеров уже был не малый опыт в разработке электромобилей. Тем не менее РАФ-2204, выпущенный в этом году, получился весьма ущербным. Но у айтишников, конструкторов работа как раз и заключается в том, что бы делать ошибки, а потом их исправлять. Поэтому к 1980 году модель была допилена и вполне успешно смогла возить судей на олимпиаде. Правда потом применения ей не смогли найти и сдали в утиль.
В общем благодаря тому, что мы живём в самой богатой стране, а все остальные страны нам завидуют, электромобили и не получили широкого распространения. Ну и правда. В СССР бензин стоил копейки, а электрокар стоил дорого. Добиться внятной работы аккумуляторов, к сожалению, не успели. А там уже и великая перестройка подоспела.
Одним словом, стимула дорабатывать ударными темпами электрокар не было. Поэтому всё это оставалось любительскими экспериментами, которые ни кто не воспринимал всерьёз.