Хотя среди глухонемых людей немало прекрасных рабочих, инженеров и бухгалтеров, на службу в армию их в силу ограниченных возможностей здоровья не берут. Однако из каждого правила есть исключения. Глухонемой Никодим Корзенников в Великую Отечественную войну не просто тянул солдатскую лямку, но и отличился на передовой, лично уничтожив немало немцев.
Тихий здоровяк
Родившийся в 1918 году на берегу полноводной Лены в городе Киренске, Никодим Корзенников вполне соответствовал представлениям о том, каким должен быть истинный сибиряк. Юноша рос физически сильным, закалённым и выносливым.
Однако жизнь Димы (такое уменьшительное родные и друзья образовали от имени Никодим) сильно портил врождённый недуг – отсутствие речи и слуха. Чтобы получить базовое образование, парню пришлось уехать в Ленинград, где существовала спецшкола для глухонемых.
Одновременно с учёбой Никодим трудился токарем на Ленинградском судоремонтном заводе. Начальство могло быть им довольно – Корзенников работал «по-стахановски», регулярно перевыполняя нормы в несколько раз. Однако научиться писать глухонемой так и не успел – помешала война.
Фронтовик
Комсомолец с 1936 года, Никодим был истинным патриотом, а потому решил вступить в армию добровольцем сразу же после гитлеровского нападения. Тем более, что стрелял Дима отлично.
Но военкоматы несколько раз отказывали «бессловесному» рослому детине, пока Корзенникову не помог случайно познакомившийся с ним лейтенант. Офицер рассудил, что меткий стрелок будет как нельзя кстати в создаваемом противодиверсионном отряде. Читая по губам, Никодим понимал обращённые к нему слова командира, а значит, был способен выполнять приказы. Уже 25 июня 1941 Корзенникова приняли в Красную Армию рядовым.
Физические недостатки Никодима обернулись достоинствами на передовой. Глухонемого стрелка не отвлекал шум, звуки взрывов и выстрелов. Сидя в окопе и полагаясь исключительно на зрение, Дима, подобно снайперу, умел методично «снимать» пехотинцев Вермахта одного за другим.
Во время рейда в тылу врага Никодим Корзенников попал в плен. На допросе немцы решили, что красноармеец молчит из-за упрямства. Его избили, а затем приговорили к повешению. Спастись Никодиму удалось буквально в последнюю минуту. Сбросив петлю с шеи, он убежал в лес.
Через некоторое время Корзенникова обнаружили среди деревьев советские разведчики. Глухонемому вновь грозила смерть – по документам Никодим уже числился убитым, а его молчание русские приняли за уловку немецкого шпиона. Но и тут помог случай – бойца опознал один из его сослуживцев, который был свидетелем того, как Никодим подбил гранатой вражеский танк.
Во время жестокой битвы на Невском пятачке осенью 1941 года Никодим Корзенников получил контузию и перелом правой стопы. После лечения в госпитале он уже не вернулся в армию по состоянию здоровья. До конца войны глухонемой работал на Кубани токарем, а в Киренск с немалыми трудностями добрался только в 1947 году. Близкие к тому времени уже не чаяли увидеть Диму живым. В родном городе Никодим устроился токарем, обзавёлся семьёй.
«Забытый» герой
Советская военная пропаганда, сотворившая немало мифов, реальным героем – Никодимом Корзенниковым – не заинтересовалась. Может быть, история глухонемого бойца «затерялась» среди сообщений политотделов. А возможно, кто-то решил, что «культа» безногого лётчика Алексея Маресьева вполне достаточно, и о других «настоящих людях» советскому читателю знать необязательно.
Заслуженную в первом бою медаль «За отвагу» Корзенников получил только в 1970 году. А широкой общественности его имя стало известно ещё через 5 лет, когда очерк о бойце написал журналист Ефим Гаммер. Этот же автор впоследствии опубликовал документально-художественную повесть «Феномен образца 1941 года». В 1985 году, согласно сведениям базы данных «Память народа», Министр обороны СССР Сергей Соколов в связи с 40-летним юбилеем Победы наградил Никодима Корзенникова Орденом Отечественной войны I степени. Умер ветеран в 2004 году, похоронен он на кладбище станицы Елизаветинской в Краснодаре.