Неоплатонизм - это философское учение, возникшее в 3 веке н.э. в результате синтеза учений Платона и Аристотеля, а также элементов герметической философии, пифагореизма и стоицизма. Его основателем считается Плотин, который основал философскую школу в Риме, названную неоплатонической.
Неоплатонизм оказал значительное влияние на западную философию, особенно на средневековую схоластику. Его идеи также были приняты в христианской теологии и мистицизме, а также в философии ренессанса и нового времени.
Суть учения неоплатонизм и последователи
Основателем философского учения неоплатонизм был философ Плотин
(205-270 гг.), который основал свою философскую школу в Риме. Он считал, что высшее благо достигается путем контемпляции (Глубокое размышление, раздумывание, медитация, пассивное созерцание чего-либо, бездеятельное продумывание чего-либо.) или созерцания Божественного. По его учению, душа каждого человека является частью Божественного, и ее счастье заключается в единстве с Богом.
Неоплатонисты верили в существование божественного начала в мире и отождествляли его с Первоначальным Одиночеством или Богом. Они учили, что цель жизни человека - познать божественное и достичь единения с Богом.
Порфирий ученик Плотина
Одним из наиболее известных учеников Плотина был Порфирий, который написал трактаты "О конечных и бесконечных принципах" и "Зачатки относительно интеллектуальных принципов". Его учением было то, что в мире существуют три уровня бытия: материя, душа и разум, и что душа может подниматься на более высокие уровни путем познания и духовной практики.
Прокл последователь Плотина
Другим известным неоплатонистом был Прокл, который жил в 5 веке н.э. и преподавал в Афинах. Он верил в иерархию бытия, состоящую из божественных, ноуменальных и материальных уровней. Прокл учил, что все вещи произошли из божественного начала и возвращаются к нему, и что цель человека - присоединиться к этому божественному началу.
Юамблих
Вторым основоположником неоплатонизма после Плотина был Юамблих, который жил в Сирии в 3-4 веках н.э. Он учил, что Бог является источником всего бытия и что цель человека - достичь единения с Богом путем духовной практики и медитации.
Влияние неоплатонизма на философию и религию
Важным элементом неоплатонизма является идея о том, что материя и мир чувственного опыта не являются реальными, а скорее отображением более высокой духовной реальности. Неоплатоники верили в то, что существует иерархия бытия, в которой высшее состояние занимает Божество, а следующее за ними – духи и идеи. Материальный мир находится в самом низу этой иерархии.
Во многом благодаря неоплатонизму была развита идея, что человек может достичь совершенства и объединения с Богом путем аскезы и духовной практики. Это привело к возникновению различных мистических течений и религиозных движений в различных культурах.
Одним из наиболее известных примеров влияния неоплатонизма на религиозную и мистическую мысль является труд "О богословии" Псевдо-Дионисия Ареопагита, который был написан в 5 веке. В этом труде автор представляет Бога как абсолютное единство, которое не может быть выражено в словах или понято умом. Он также описывает иерархию ангелов и духовных существ, в которой наивысшее место занимает Бог.
В целом, неоплатонизм существенно повлиял на западную философскую и религиозную мысль, а его учения остаются актуальными и в наши дни.