Лидер российских большевиков Владимир Ленин находился за границей 14 лет: в 1900-1905 и 1908-1917 гг. Вопреки советскому мифу будущий «вождь мирового пролетариата» не испытывал нужды и лишений, а жил в комфорте и достатке.
На что жил Ленин
Когда революционер Ульянов впервые покинул Россию, ему было 30 лет. Однако профессия юриста его не кормила — карьера помощника адвоката оказалась кратковременной. Зарабатывал Ленин только переводами и публикациями на политические темы.
И хотя жизнь в Европе была дорогим удовольствием, вождь большевиков почти не испытывал проблем в финансовом плане. Как отмечает его биограф Роберт Пейн, за годы эмиграции Ленин «успел спустить три весьма крупных состояния», которые в разное время сами «плыли ему в руки». Одним из таких приобретений, например, было наследство в 7 тысяч рублей, которое Надежда Крупская получила в 1913 году от своей тёти.
Помимо гонораров за статьи и книги Ленин регулярно получал помощь от родственников. Мать революционера Мария Александровна имела усадьбу в Кокушкине (ныне Татарстан) и имение в Алакаевке (Самарская область). Денег от сдачи этой недвижимости хватало не только ей на жизнь, но и на отчисления детям.
Жильё
Попав в Европу после нескольких лет ссылки в Шушенском, Ленин зажил на широкую ногу. В Мюнхене он вместе с женой арендовал квартиру в Швабинге – густонаселённом «богемном» районе баварской столицы, жизнь в котором стоила намного дороже, чем в рабочих кварталах.
Как вспоминала Надежда Крупская, они «завели обстановочку», стоившую около 12 марок (за эту сумму её пришлось продать при отъезде). Учитывая, что курс рубля в начале XX века составлял около 50 копеек за марку, мебель обошлась им сравнительно недорого – 6 рублей. Уточним, что средняя зарплата рабочего в России при Николае II составляла 37,5 рублей, а РСДРП платила Ленину как редактору партийных СМИ 50-70 рублей в месяц. Мать Ленина тоже присылала ему обычно от 35 до 100 рублей.
В Лондоне в 1902 году Ленин и Крупская снимали двухкомнатную квартиру, а в Женеве – двухэтажный дом с большой кухней внизу и тремя комнатами наверху. Но самым «буржуазным» жильём вождь большевиков обзавёлся в годы второй эмиграции. В Париже он обосновался в квартире на улице Бонье, куда перевёз мебель из Женевы.
«Нашли очень хорошую квартиру, шикарную и дорогую: 840 frs.+ налог около 60 frs. да + консьержке тоже около того в год. По-московски это дёшево (4 комнаты + кухня + чуланы, вода, газ), по здешнему дорого. Зато будет поместительно и, надеемся, хорошо», — рассказывал Ленин в письме сестре.
Таким образом, ежегодно Владимир Ильич отдавал за парижское жильё около 1000 франков, т.е. больше 300 рублей.
Питание
Поскольку Крупская не любила готовить, в те времена, когда с ними не жила тёща Ленина, чета революционеров активно посещала кафе и ресторанчики (и не всегда это были дешёвые заведения для рабочих). Но, если была возможность, семья всё же предпочитала домашнюю еду, которую готовила мать Крупской. От европейского общепита Надежда Константиновна была не в восторге, и не только по причине дороговизны:
«Ко всем этим «бычачьим хвостам», жареным в жиру скатам, кэксам российские желудки мало приспособлены», – писала она.
Отдых
Ленин любил посещать театры и оперу, а вот музеи навевали на него скуку. Иногда летом он вместе с женой выбирался на лоно природы. Например, во французский период жизни Ленин и его родные месяц жили в пансионе в деревне Бонбон. Они платили 10 франков в день, так что отдых обошёлся им весьма дорого по сравнению с платой за парижскую квартиру – в общей сложности в 90 рублей.
Примечательно, что родственники поддерживали Ленина в его стремлении не отказывать себе в праздном времяпрепровождении. Старшая сестра Анна Елизарова-Ульянова в сентябре 1908 года беспокоилась в письме к нему в Женеву:
«Тебе, верно, нужен был бы отдых где-нибудь в горах и усиленное питание. Устрой себе это.<…> Не послать ли тебе денег? Пиши когда и сколько».
Впрочем, отдых был ещё и «дешёвым» средством сберечь здоровье. Лечение за границей стоило слишком дорого даже для семьи Ульяновых. Например, когда в Англии Ленин заболел стригущим лишаем, он решил не прибегать к квалифицированной медицинской помощи из соображений экономии: визит к врачу стоил гинею (21 шиллинг или около 10 рублей).