Из 123 экземпляров «Бе-6» до наших дней сохранилось всего четыре: один в Киеве, два в Китае (проходили модернизацию с установкой нового оборудования, так что некоторые их не относят к «советским» Бе-6) и один на острове Большой Грязный в Мурманской области.
Фотография ниже была давным давно найдена на просторах сети, подписана как «Бе-6 где-то на севере». На заднем плане угадываются очертания острова, на котором в 1968 году Бе-6 установят в качестве памятника в честь 50-летия ВЛКСМ. Так что, возможно, на фотографии запечатлена как раз та самая летающая лодка, которой впоследствии посчастливится остаться единственной Бе-6 в России.
Несмотря на то, что остров находится совсем близко с материком, фотографий этого самолета вблизи в сети не так и много. Мы же решили попробовать добраться до острова в отлив.
Правда, из-за начавшегося паводка, уже затопившего промзону Мурманска, у нас были все шансы возвращаться обратно с острова вплавь. Но мы решили что отступать уже поздно.
Остров Большой Грязный, до цели осталось метров 150.
Вид на остров Малый Грязный и «знаменитую» стройку у Белокаменки
Спустя полчаса превозмоганий в иле мы наконец добрались до суши. Первое впечатление от этого небольшого островка: огромное количество птиц и гнёзд.
Но не ради птиц мы сюда пришли. С материка самолет не кажется таким большим.
Лодка имела внушительное оборонительное вооружение в составе пяти пушек: в носовой части с боекомплектом в 100 патронов, спаренная палубная с боекомплектом в 500 патронов, а так же кормовая спаренная с 450 патронов. Кроме того гидросамолет мог взять на борт до 2 тонн бомбовой нагрузки. Так же была возможность внешнего подвеса двух торпед.
Живучесть обеспечивалась делением лодки на восемь отсеков, даже при затоплении двух смежный она оставалась на плаву.
Рядом с постаментом так же очень много птичьих гнезд - приходится внимательно смотреть, куда наступаешь.
Рядом с самим самолетом валяются оторванные порывистым северным ветром части обшивки фюзеляжа.
Осмотрим монумент поблизости. Дата на постаменте — год основания военно-воздушных сил Северного флота.
Из-за этой даты некоторые даже ошибочно принимают этот самолет за летающую лодку МБР-2, которая как раз выпускалась в 1930-х. Бе-6 же начали выпускать в конце 1940-х и эксплуатировали до 1960-х.
На самом деле этот самолет внешне отчасти похож на Бе-12. Любопытно то, что настоящие МБР-2 и Бе-12 находятся буквально в километре от этого памятника в музее авиации СФ, который на этой фотографии видно на заднем плане.
Еле заметная надпись «50 лет ВЛКСМ» на скале у самолета.
Состояние самолета очень плачевное. Внутрь забраться можно, но там кроме птичьего помета и обрывков перьев просто напросто ничего нет.
Делаем несколько общих планов на прощание и начинаем собираться обратно.
Вот такой грустный конец некогда легендарной летающей лодки. Хотя, лучше уж так, чем отправиться под нож после долгих лет гниения в аэродромном отстойнике.
Приближается гроза, начинается прилив. Экстренно собираемся обратно на материк.