Несмотря на то, что Вторая Мировая война была битвой танков и самолетов, лошади в ней использовались не только как тягловые животные, но и как боевые. Рассказываем, как, где и с кем сражалась советская кавалерия в годы Великой Отечественной.
Сколько было кавалерии в СССР перед войной
Перед войной Сталин уничтожил много молодых офицеров, ратовавших за механизацию. Остались в живых и руководили армией во второй половины 1930-х пожилые сторонники кавалерии, герои Гражданской войны, такие как Ворошилов и Буденный. Их «кавалерийское лобби» ратовало не за отказ от мехзанизации, но за сохранение кавалерии как одного из важнейших родов войск, наряду с танками, в советской военной доктрине.
Кроме того, формированию новых кавалерийских частей способствовала казачья политика Сталина. До 1936 года на них как на антисоветский элемент было наложено много ограничений в том числе и по службе в армии. Но 22 апреля 1936 года казаки были «прощены», и им позволили начать формирование собственных конных частей. В конце 1930-х было создано несколько кавалерийских дивизий и корпусов. Но в 1940 году курс на механизацию все же победил, и многие из них были расформированы.
В итоге на 22 июня 1941 года в составе РРКА было 14 конных дивизий (одна — отдельная) и 3 кавалерийских корпуса, всего чуть больше 100 000 человек. Но вскоре после начала войны советское руководство осознало, что кривовато внедренная механизация порой только тормозит армию и приводит к большим потерям, поэтому было дано распоряжение о формировании 100 легких кавалерийских дивизий, которые в том числе создавались и в казачьих регионах страны. Причем настоял на этом Жуков.
В письме, обобщающем опыт первых недель войны, он писал, что опыт кавалерии недооценен, и что необходимо вернуть ее в Красную армию. Он предлагал создать несколько десятков легких конных дивизий, численностью порядка трех тысяч человек, которые бы совершали резкие рейды по тылам нацистов.
Кавалерия в начале войны
Сразу оговоримся: лошадь для кавалериста в Великую Отечественную — это средство передвижения, а не боя. В атаку на коне почти не ходили, и уж тем более против танков.
И.А. Якушин, лейтенант, командир противотанкового взвода 24-го гвардейского кавалерийского полка 5-й гвардейской кавалерийской дивизии, вспоминал: «Лошадей использовали как средство передвижения. Были, конечно, и бои в конном строю — сабельные атаки, но это редко. Если противник сильный, сидя на коне, с ним не справиться, то дается команда спешиться, коноводы забирают коней и уходят. А конники работают как пехота».
К концу 1941 года конных дивизий в составе РККА было уже 82. Первые месяцы войны кавалерийские дивизии попадали в немецкие окружения и уничтожались на территории Беларуси.
Интересна история 36 кавалерийской дивизии. Она попала в окружение под городом Новогрудок. Часть казаков попала в плен и была уничтожена, но другие из них оказались в тылу врага и организовали несколько партизанских отрядов, которые вели борьбу с нацистами 3 года, продержались до наступления советской армии, несмотря на карательные меры.
Храбро воевали казаки-кавалеристы и против румынской армии в советской Бессарабии. После отчаянной обороны участка советско-румынской границы, казацкий кавалерийский корпус П.И. Белова смог без потерь отступить вглубь Украины и избежать окружения под Уманью. Некоторые историки, например, А.В. Исаев, даже заявляют, что в первые месяцы войны старые конные дивизии были самым эффективным оружием — кавалерия отступала более независимо и мобильно, позволяя себе рейды и контратаки, а моторизованные дивизии застревали. Хорошо себя показали кавалеристы и в битве под Москвой.
Кавалеристы в конце войны
Когда советские полководцы более-менее поняли, как нужно воевать с немцами, они начали использовать всадников для прорывов и рейдов в тылу врага.
Важную роль сыграли советские кавалеристы и в боях за Сталинград. 81 кавалерийская дивизия была полностью уничтожена танковым корпусом генерала Рауса в городе Котельниково, в тылу врага. Кавалеристы пожертвовали собой ради того, чтобы затормозить немецкое наступление на Сталинград и не дать им занять важные железнодорожные узлы, которые дали бы им возможность наступать на Сталинград более мобильно.
Кавалерия участвовала в прорывах во время Отсрогорско-Россошанской операции под Воронежом. Тогда 7 кавалерийский корпус 6 суток сначала без передышки прошел 280 км, а затем сильным и быстрым ударом прорвал немецкий фронт, позволив советским танкам атаковать глубинные линии обороны нацистов. Благодаря этой ситуации была разбита венгерская армия и несколько итальянских и немецких дивизий, освобождена от врага огромная территория.
Такие же отчаянные прорывы совершали советские кавалеристы и на Курской дуге летом 1943 года. В 1943 году советское командование полностью меняет стратегию применения кавалерии, и начинает создавать конно-механизированные части, в которых такие быстрые прорывы фронта совершает кавалерия и танки. Такая группа «прокалывает» фронт, а затем расширяет этот разрыв, чтобы в него прошли менее мобильные советские части, и закрепились там до подхода резервов вражеского тыла.
В таком виде 3 гвардейский механизированный корпус форсировал Березину во время операции «Багратион», в которой ударная кавалерия вообще сыграла чуть ли не ключевую роль. Такая же тактика применялась и во время Львовско-Сандомирской операции, когда кавалерия сыграла важнейшую роль в овладении западной Украиной. Последним серьезным сражением, в котором выделилась советская кавалерия, было овладение Ольштыном в Пруссии конным корпусом Николая Сергеевича Осликовского.