История живого скелета Клода Амбруаз Сёра

December 11, 2022
Материал для сайта http://valentin-pikul.ru/articles/istoriya-zhivogo-skeleta-kloda-ambruaz-syora/

Цирковые шоу уродов были очень популярным средством развлечения в Европе и США на протяжении большей части XIX века. На этих представлениях показывали людей с различными физическими уродствами и аномалиями, такие как сиамские близнецы, люди с дополнительными конечностями или без конечностей, лилипуты, гиганты, а также частично выдуманные человеческие экспонаты, такие как каннибалы и дикари. «Живые скелеты» были частью репертуара шоу уродов. Часто это были мужчины с необычайно худыми телами.

Одним из самых известных «живых скелетов», или «человеческих скелетов», как их иногда называли, был Клод Амбруаз Сёра.

История живого скелета Клода Амбруаз Сёра

Клод Сёра родился в Труа, в департаменте Шампейн, Франция, 10 апреля 1797 года. При рождении Сёра казался здоровым и нормальным, но по мере того, как ребенок рос, у него начали проявляться симптомы истощения. В возрасте десяти лет Сёра был «таким же здоровым, как и другие дети, за исключением того, что его грудь была вдавлена, и он был намного слабее». К четырнадцати годам его телосложение «уменьшилось до формы скелета», которое впоследствии сохранялось. Сообщалось, что в возрасте 28 лет он был ростом 170 см и весил всего 78 фунтов (около 35 кг).

Дело Сёра вызвало большой интерес во Франции, и ряд медиков предложили отцу Сёра значительные суммы денег за приобретение тела Сёра после его смерти. Но отец Сёра отказался, заявив, что в случае смерти сына его следует тихо отправить на кладбище родного города.

В 1825 году Сёра отправился в Лондон, чтобы выставиться в Китайской галерее на Пэлл-Мэлл. Один из посетителей, Уильям Хоун, пришедший на выставку, писал:

Я был мгновенно прикован его удивительной худобой; он казался другим «Лазарем» без своих погребальных одежд, и на мгновение я был слишком напуган, чтобы видеть что-то ещё, кроме как его внешний вид. Тогда мой взгляд привлекла рука: от плеча до локтя он похож на немецкую флейту цвета слоновой кости, несколько потемневшую от времени; и кожа такого же оттенка, и, не имея следов мускулов, как линейка для письма. 

Пораженный истощенными конечностями, я еще больше был поражен необычайной впадиной в груди. Его углубление похоже на то, которое чересчур заботливая мать делает на мягкой поверхности детской кроватки для его отдыха. Природа перевернула здесь свой собственный порядок и повернула выпуклости внутрь, в то время как более благородные органы, послушные ее воле, поддерживающие жизнь, мягко выполняют свои привычные функции в низшей области. 

Под ребрами туловище так резко изгибается, что красная полоса шелка, хотя и неплотно надетая, кажется жгутом, стягивающим кишечник, тазовые кости, будучи естественными по размеру, делали талию как у осы. Эта часть тела напоминает нам некоторые описания бедуинских арабов пустыни, у которых, как говорят, живот будто прирос к позвонкам. Если покровы кишок можно назвать плотью, то это единственная плоть на теле: ибо она, кажется, полностью срослась с конечностями; и там, где мышцы, которые не исчезли полностью, остаются, они также сморщиваются. 

Он носит обувь, чтобы ноги не мерзли, которые имеют не иную форму, чем у людей, привыкших носить тесную обувь; подъем у него хороший и отнюдь не такой плоский, как у большинства трактирных официантов. Его ноги не более уродливы, чем у очень худых или сильно истощенных людей; правая нога, которая несколько больше левой, не меньше, чем были ноги покойного комика мистера Суетта.

История живого скелета Клода Амбруаз Сёра

Сера также страдал рядом врожденных деформаций, включая деформацию Шпренгеля, которая была впервые выявлена в 1891 году, через шестьдесят шесть лет после смерти Сера в Лондоне. Парк считает, что Сера, возможно, был самым ранним зарегистрированным случаем этой аномилии. Сера, возможно, также имел синдром Клиппеля-Фейля (синдром короткой шеи).

Через год после выставки в Великобритании Сера вернулся во Францию, где стал частью бродячего цирка, прибывшего в Бордо в 1826 году. Его последнее известное выступление было в 1833 году в Динане в Бретани, после чего Сера исчез из поля зрения публики. Никто не знал, куда он отправился, но ходили слухи, что он вернулся в Лондон, где и умер, после чего сэр Эстли Купер произвел вскрытие. Скелет Сера предположительно был помещен в музей Королевского колледжа хирургов в Лондоне, хотя нет никаких записей ни о находках сэра Эстли Купера, ни о скелете Сера в музее колледжа.

История живого скелета Клода Амбруаз Сёра

В 1868 году историк Гилберт Ричард Редгрейв писал: «Я так и не смог установить дату его смерти. Кто знает, может быть, бедняга все еще ходит по французским ярмаркам?»

Безбожно передрали с сайта http://valentin-pikul.ru/articles/istoriya-zhivogo-skeleta-kloda-ambruaz-syora/