История трудовой бюрократии

13 февраля 2020

Кадровое делопроизводство включает все вопросы, связанные с кадровой документацией, управлением персоналом, учетом рабочего времени и расчетами с сотрудниками. Отдел кадров занимается:

1. Подготовкой и оформлением документов для приема/увольнения сотрудника.

2. Составлением внутренних положений, регламентов, инструкций и правил по охране труда, штатного расписания.

3. Подготовкой отчетности.

Сейчас кадровое производство строго регламентируется, государственные органы следят за выполнением и соблюдением трудовых норм. Интересно, как раньше осуществлялось ведение кадровых документов?

Началось всё с борьбы с бродяжничеством во Франции в 18 веке. Тогда появились первые персональные документы с информацией о предыдущем работодателе. В России первые прародители современной трудовой книжки появились при Петре I. Это были Формулярные списки о службе для чиновников. Затем для трудящихся на фабриках ввели зачетные книжки, в которых отражали сведения о квалификации и трудовом опыте.

В 1918 году впервые был принят Кодекс законов о труде и тогда же было принято решение о том, что трудовая книжка становится заменой удостоверения личности. В 1939 году ввели трудовые книжки, напоминающие современные.

История трудовой бюрократии

Кстати, с 1 января 2021 года в России перейдут на электронные трудовые книжки. Такая система действует в Европе: в 2000 году Италия стала последней страной, которая отказалась от привычных трудовых книжек. Все данные сотрудника хранятся на картах социального страхования. А в США с сотрудником заключают трудовой контракт, и необходимую информацию об опыте получают из резюме и характеристик.