Воспоминания из рукописи фотографа Б. Косарева «Записки о прошлых днях» и из рассказа «Сталинский альбом» В. Сергеечева.
Фотографии из семейного архива Марии Косаревой.
Фотокорреспондент Борис Максимович Косарев.
«1-го января 1945 года я получил задание собраться в командировку на интересное и важное задание в качестве фоторепортера… Ранним утром на станции Тула я наконец-то узнал маршрут, что направляемся в Крым, где в феврале 1945 года намечается встреча большой тройки…» (из воспоминаний Б. Косарева).
«До начала конференции я должен выполнять спецзадание, а именно фотографировать ремонт и строительство спецобъектов, а в ходе конференции фотографировать это историческое событие» (из воспоминаний Б. Косарева).
27 января в Ялту приехал посол Соединенных Штатов Америки Авель Гарриман со своей дочерью, он тоже посетил резиденцию своего государства. Гарриман был худ, довольно высокого роста, был одет в кожаное коричневое пальто с меховым воротником и серую шляпу с черной лентой (из воспоминаний Б. Косарева)
Посол США Аверелл Гарриман общается с военными. Встреча делегаций США и Великобритании, аэродром Саки. 3 февраля 1945 года.
«Рузвельт прилетел в Саки на своем личном самолете «Священная Корова». Рузвельт не мог ходить, так как был болен полиомиелитом. Два рослых американских солдата на руках вынесли его из самолета и усадили в «Виллис»» (из воспоминаний Б. Косарева).
Прибытие глав делегаций на Ялтинскую конференцию. 3 февраля 1945 года.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль прилетел на Ялтинскую конференцию. 3 февраля 1945 года.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и адмирал Николай Герасимович Кузнецов. 4–11 февраля 1945 года.
«Черчилль, идя вдоль почетного караула, внимательно вглядывался в лица наших солдат, пытаясь понять, в чем секрет русского солдата, сумевшего сломать хребет доселе непобедимой немецкой армии… в его глазах было не только уважение, но и восхищение советскими солдатами» (из книги В. Сергеечева).
«Американское правительство внесло большой вклад в борьбу с гитлеровским фашизмом, поставляя Советскому Союзу военную технику и продовольствие. Президент США глубоко уважал ратный труд и подвиг советских солдат» (из книги В. Сергеечева).
Режиссер Сергей Герасимов в кругу военных (нарком МВД СССР Сергей Круглов, комиссары Андрей Капанадзе, Дмитрий Шадрин) в Воронцовском дворце во время Ялтинской конференции.
… меня вызвали к дежурному штаба и попросили заняться кинооператорами, которых прикомандировали для съемочной работы на конференции. Группа операторов состояла из режиссера С. Герасимова, сценариста И. Копалина, операторов Белякова, Хавчина, Добраницкого, Кричевского..(из воспоминаний Б.Косарева)
Нарком МВД СССР Сергей Никифорович Круглов и зам председателя ГКО СССР Лаврентий Павлович Берия.
«В Ливадии предполагалось разместить американскую делегацию.… дворец мог разместить всю американскую делегацию и большую вереницу их сопровождающих.… здесь же в одном месте предполагалось проводить и заседание глав правительств, в связи с болезнью Рузвельта» (из воспоминаний Б. Косарева).
1-й заместитель наркома внутренних дел СССР Сергей Никифорович Круглов, народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия, режиссер Сергей Герасимов.
«Советская же делегация разместилась в Кореизе, в бывшем дворце князя Юсупова. В главном корпусе должны были жить Сталин, Молотов и, не официально, Берия. Другие члены делегации: Гусев, Майский, Громыко, Кузнецов, Антонов и остальные разместились во флигеле ансамбля» (из воспоминаний Б. Косарева).
Эдвард Стеттиниус (Госсекретарь США), Сара Черчилль (дочь У. Черчилля), Анна Рузвельт (дочь Франклина Д. Рузвельта) во время Ялтинской конференции.
«Самые главные залы, где планировалось проводить совещание министров Стеттиниуса (США), Молотова, Идена (Великобритания), а также залы приемов, личные комнаты глав правительств полностью фотографировались и посылались в Москву на утверждение» (из воспоминаний Б. Косарева).
«25 января в Крым прилетел заместитель министра иностранных дел Вышинский. Он осмотрел Ливадийский и Воронцовский дворцы и был доволен размещением, обстановкой и гостеприимством, которое ожидает гостей» (из воспоминаний Б. Косарева).
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и госсекретарь США Эдвард Стеттиниус. 4–11 февраля 1945 года.
«Господин Черчилль, его дочь и господин Иден, предполагалось, что они разместятся во дворце главного корпуса, остальные члены делегации разместятся в гостевом корпусе» (из воспоминаний Б. Косарева).
На переднем плане: председатель Совнаркома Иосиф Сталин, на заднем плане — заместитель наркома иностранных дел Иван Майский, посол в США Андрей Громыко, госсекретарь США Эдвард Стеттиниус, Президент США Франклин Рузвельт.
«Круглые столы для заседаний, мебель для обстановки комнат и залов – все было привезено из Москвы, для развешивания картин, расстановки мебели были привлечены московские художники и декораторы» (из воспоминаний Б. Косарева).
«Вначале кресло товарища Сталина поставили в центре, но товарищ Сталин был интеллигентным и деликатным человеком. Он, не желая сидеть в центре, посчитал ненужным злоупотребить своей ролью главного человека этой встречи, хотя и имел на это полное право» (из книги В. Сергеечева).
«Рузвельт был очень образованным и интеллигентным человеком. Сталин его уважал и ценил. Несмотря на очень слабое здоровье, Рузвельт пересек полмира, чтобы прилететь на Ялтинскую конференцию» (из книги В. Сергеечева).
«Большая Тройка» – лидеры трех держав. 9 февраля 1945 года.
Роберт Гопкинс (cын Гарри Ллойда Гопкинса, дипломата и помощника Рузвельта) и Самарий Гурарий. Ялтинская конференция. 9 февраля 1945 года.
Нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов прибыл на совещание в Воронцовский дворец.
«Английскую делегации решили разместить в Алупке, во дворце Воронцовых… В решении вопроса по размещению английской делегации выбор пал на Воронцовский дворец. По-видимому, решили, что проживая в этом дворце, англичане будут чувствовать себя как дома…» (из воспоминаний Б. Косарева)
«Главы правительств договорились между собой о том, что в связи с болезнью Рузвельта будут проводить совещание в его резиденции, а совещание министров иностранных дел, по очередности, в разных резиденциях» (из воспоминаний Б. Косарева).
Британские дипломаты и министр иностранных дел Энтони Иден в перерыве заседания.
«Наши союзники хотели выторговать себе наиболее привилегированное положение, ни с чем не считаясь. Компромиссы были найдены с большим трудом» (из книги В. Сергеечева).
«Наша дипломатия оказалась на высоте. Договоренность на этой конференции позволила скоординировать совместные усилия для окончательной победы над врагом и определить сферы влияния на мирное время. Была проделана огромная работа, которая определила судьбы всего мира» (из книги В. Сергеечева).
Вячеслав Михайлович Молотов (нарком иностранных дел СССР) подписывает Протокол работы Крымской конференции (Ялтинской конференции). 11 февраля 1945 года.
Вячеслав Михайлович Молотов (нарком иностранных дел СССР) и Министр иностранных дел Великобритании Энтони подписывают Протокол работы Крымской конференции (Ялтинской конференции). 11 февраля 1945 года.
Энтони Иден (министр иностранных дел Великобритании) подписывает Протокол работы Крымской конференции (Ялтинской конференции). 11 февраля 1945 года.
Госсекретарь США Эдвард Стеттиниус и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов. 4–11 февраля 1945 года.
Британские летчики в период проведения Ялтинской конференции. Крым, аэродром Саки. 11 февраля 1945 года.
Прохождение почетного караула во время проводов делегаций после Ялтинской конференции. 12 февраля 1945 года.
«После закрытия Ялтинской конференции были проводы наших именитых гостей на аэродром. Снова был выстроен почетный караул. Снова были прощальные речи. Снова звучали гимны трех великих держав» (из книги В. Сергеечева).