В свое время Советский Союз имел развитый и современный военно-промышленный комплекс. Вопреки популярным стереотипам, сотни и тысячи конструкторов, задействованные в данном сегменте, работали далеко не только над созданием оружия и боевых машин. Создавали они и разнообразное специальное оборудование, которое было призвано облегчить жизнь защитников родины. Одним из наиболее интересных комплексов был так называемый «Периметр».
В вооруженных силах любой крупной страны используется не только боевая, но и многочисленная инженерная техника. В Советском Союзе в годы холодной войны конструированию таких машин и оборудования уделяли ничуть не меньше внимания, чем разработке того, что может стрелять и запускать. Выпускались как специализированные машины, так и разнообразное дополнительное оборудование с помощью которого можно было превратить танк, бронемашину или даже грузовик, например, в бульдозер.
Раз и в домике.
Откопает меньше, чем за час.
В 1964 году советские конструкторы получили задание на разработку приспособления для самоокапывания техники. Проект получил кодовое название «окоп». Скрипели извилинами в ОКБ конструкторы до 1969 года. В результате появился комплекс «Периметр» (не путать с комплексом автоматизированного управления ядерным оружием). Предназначался он в первую очередь для военных грузовиков. С его помощью водитель мог буквально за минуты вырыть окоп для своего автомобиля или любой другой машины.
Система так и не прижилась, зато дала дорогу другим разработкам.
Что собой представляло данное оборудование? По сути «Периметр» — это огромная автомобильная лопата, состоящая из нескольких подвижных рычагов, рамки с ножом, нескольких расширителей и гибкого полога для транспортировки уже срезанного грунта. Также в комплект входило гидрооборудование, в первую очередь шланги и насос для откачки воды. Срезать грунт этой суперлопатой следовало на скорости 3-4 км/ч. Меньше, чем за час при помощи «Периметра» можно было вырыть огромную траншею. Звучит круто, но на практике все оказалось не так радужно. В итоге оказалось, что рыть гигантские окопы все-таки лучше при помощи штатного армейского экскаватора ЭОВ-4421. В итоге проект было решено свернуть.
Обычная инженерная техника все равно лучше.