Минный тральщик «Валентин Пикуль»

    Материал для сайта http://valentin-pikul.ru/articlesold/minniy-tralshik-valentin-pikul.html/

    Валентин Саввич прослужил на «Грозном» до окончания войны и был награжден за отличную боевую службу целым рядом медалей: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья».

    МТ Валентин Пикуль

    Современная литература имеет международную премию им. В.С. Пикуля, которая учреждена для увековечения памяти известного писателя, а также для поощрения тех литераторов, которые сохранили, обогатили и развили дальше традиции отечественной героико-патриотической и исторической литературы. Именем писателя назвали сухогруз, порт приписки которого - Санкт-Петербург. «Валентином Пикулем» назван пограничный катер с портом приписки дагестанский Каспийск и минный тральщик ЧФ с портом приписки Новороссийск. О последнем и пойдет речь далее.

    Тральщик Валентин Пикуль

    Закладка тральщика «Валентин Пикуль» приходится на 1993г., однако, работы вскоре приостановили. Причина банальная – нехватка денег. В то смутное время денег на военно-промышленный комплекс совсем не выделялось. ВМФ пребывал в ужасном состоянии, отечественный «парк» минных судов сильно состарился и практически полностью выработал все ресурсы. Потом, по прошествии времени, средства на продолжение строительства тральщика все-же были найдены. Помогло Общероссийское общественное движения поддержки флота. Интересный факт – минный тральщик изначально был запланирован для ВМС Индии. Индусы по каким-то причинам от судна отказались. В 2001г. петербургский «Средне-Невский судостроительный завод» спустил на воду «Валентина Пикуля». Стоит заметить, что данный завод является единственным российским производителем минных тральщиков.

    пушка на минном тральщике

    Проект 266 МЭ морской тральщик «Валентин Пикуль» стал последним в серии противоминных судов 3-го поколения. Такими тральщиками происходит уничтожение мин, расположенных позади корабля, в отличии от кораблей следующих поколений с уничтожением мин, обнаруженных впереди по курсу. Характерными особенностями минных тральщиков третьего поколения являются бесшумная работа корабельных механизмов и двигателей, изготовленный из специальной маломагнитной стали корпус. Все это позволяет судну плавно передвигаться по минному полю, осуществлять работы на тралении мин, расположенных под водой. Причем данные боевые задачи тральщик прекрасно выполняет и в мирное время.

    На тральщике проекта МЭ «Валентин Пикуль» 20 января 2008г. был поднят Андреевский флаг. Это состоялось в Ленинградской области, в г. Ломоносове. В этом же году, только 31 июля, судно перешло с Балтийского на Черноморский флот и было включено в Новороссийскую военно-морскую базу. В настоящее время тральщик проходит службу в составе 184-й бригады кораблей, которая охраняет водный район. Командование судном осуществляется капитаном 3 ранга Александром Бойко.

    Минный тральщик «Валентин Пикуль» имеет водоизмещение 873 тонны, следующие габариты: длина – 61 метр. Ширина – 10,2 метра, осадка – 3,6 метров. Наделен максимальной скоростью хода в 16 узлов. В качестве силовой установки работают два дизеля М-503Б на 5 тыс. лошадиных сил, два винта в насадках. Обладает дальностью плавания в 1,5 тысячи миль при 12-ти узлах. Неограниченная мореходность. Численность экипажа – 68 человек.


    Ратьера

    Проект 266 «Аквамарин» стал первым выпуском отечественных морских тральщиков, имеющих минимальные собственные физические поля. Головной тральщик этой серии вошел в состав ВМФ в 1963 году. Чтобы защитить тральщики проекта 266 от неконтактных мин, обладающих магнитными взрывателями, корпуса и фундаменты судов этой серии выполнялись из маломагнитной стали. В маломагнитном исполнении выпускались вооружение, оборудование, устройства и механизмы. Дополнительно устанавливалось специальное размагничивающее устройство, а также механизм для компенсации поля от вихревых токов корпуса, возникающих при качке бортов. Защита от неконтактных мин, обладающих акустическими взрывателями, предусматривала следующие меры: фундаменты главных двигателей, электрокомпрессоров, дизель-генераторов оклеивались резиновым демпфирующим покрытием; на изолирующих амортизаторах устанавливались звукоизлучающие механизмы; монтаж трубопроводов проводился с применением гибких вставок; применялись малошумные гребные винты для регулирования шага заданного диаметра; устанавливались малошумные механизмы и оборудование.

    Противоминное вооружение имело следующий состав: широкополосной, электромагнитный, контактный и акустический тралы, а также большие шнуровые заряды. Данное оборудование позволяло осуществлять траление мин на морской глубине 25-150 метров. В состав артиллерийского вооружения входили 2 тридцатимиллиметровых автомата марки АК-230М, имевшие РЛС управления «Рысь». Обнаруживала мины специальная ГАС «Лань». Чтобы решать задачи ПЛО и уничтожать мины, были размещены две РБУ-1200. Причем установка последних производилась не на всех тральщиках серии.

    По проекту 266 за период времени 1963-1971 г.г. на воду сошло 40 кораблей. Недостатком судов этого типа является отсутствие средств для поиска и обнаружения мин, находящихся на дне моря. Эти недостатки были устранены в ходе дальнейшей модернизации судов и реализации проекта 266 с шифром «Аквамарин». Был заменен электромагнитный трал обычного типа глубоководным, обладающим новой аппаратурой для управления. Предусмотрели возможность принятия трала для осуществления уничтожения мин. Установили трехканальный широкополосной буксируемый телевизионный искатель-уничтожитель мин. Для обнаружения донных мин было предусмотрено установить ГАС «Мезень». Чтобы снизить акустическое поле судна, главные двигатели устанавливались на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты, имеющие малошумные лопасти, - в шумопонижающих насадках. Усовершенствования корабля стали следствием изменения его полного водоизмещения и длины. При строительстве и ремонтах на МТЩ проектов 266, 266М разместились ПЗРК «Стрела-3». В 1970г. головной корабль, построенный в рамках проекта 266М, «Семен Рошаль» был сдан в Военно-Морской флот. С начала строительства и до 1978г. всего было спущено на воду 32 судна этого проекта.

    Морские тральщики проекта 266М обладали настолько высокими тактико-техническими характеристиками, что вызвали интерес у зарубежных заказчиков. Многие из них выразили желание приобрести корабли, правда, с частичным видоизменением под национальные особенности морской службы. Чтобы удовлетворить спрос иностранных заказчиков, на базе морского минного тральщика серии 266М был создан его вариант на экспорт – проект 266МЭ. Образцы экспортных тральщиков оснастили более надежными тралами – акустическим, контактным, электромагнитным. Состав противоминного вооружения попрощался с искателями мин. Модернизация коснулась радиосвязного и радиолокационного оборудования.

    Тральщики проекта 266МЭ имеют следующее оснащение: все необходимые устройства (рулевое, якорное, буксирное, шлюпочное); 6 спасательных плотов ПСН-10 из расчета по 10 человек на каждый; общекорабельные системы (водяная, жидкостная пожаротушительная, противопожарная, осушительная и водоотливная, системы кондиционирования и вентиляции, системы забортной и бытовой пресной воды).

    Поставка морских минных тральщиков серии 266МЭ «Валентин Пикуль» успешно осуществлялась флотам многих зарубежных государств. Среди них Вьетнам, Индия, Ливия и Южный Йемен.

    Нагло передрали с сайта http://valentin-pikul.ru/articlesold/minniy-tralshik-valentin-pikul.html/