Валентин Саввич прослужил на «Грозном» до окончания войны и был награжден за отличную боевую службу целым рядом медалей: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья».
Современная литература имеет международную премию им. В.С. Пикуля, которая учреждена для увековечения памяти известного писателя, а также для поощрения тех литераторов, которые сохранили, обогатили и развили дальше традиции отечественной героико-патриотической и исторической литературы. Именем писателя назвали сухогруз, порт приписки которого - Санкт-Петербург. «Валентином Пикулем» назван пограничный катер с портом приписки дагестанский Каспийск и минный тральщик ЧФ с портом приписки Новороссийск. О последнем и пойдет речь далее.
Закладка тральщика «Валентин Пикуль» приходится на 1993г., однако, работы вскоре приостановили. Причина банальная – нехватка денег. В то смутное время денег на военно-промышленный комплекс совсем не выделялось. ВМФ пребывал в ужасном состоянии, отечественный «парк» минных судов сильно состарился и практически полностью выработал все ресурсы. Потом, по прошествии времени, средства на продолжение строительства тральщика все-же были найдены. Помогло Общероссийское общественное движения поддержки флота. Интересный факт – минный тральщик изначально был запланирован для ВМС Индии. Индусы по каким-то причинам от судна отказались. В 2001г. петербургский «Средне-Невский судостроительный завод» спустил на воду «Валентина Пикуля». Стоит заметить, что данный завод является единственным российским производителем минных тральщиков.
Проект 266 МЭ морской тральщик «Валентин Пикуль» стал последним в серии противоминных судов 3-го поколения. Такими тральщиками происходит уничтожение мин, расположенных позади корабля, в отличии от кораблей следующих поколений с уничтожением мин, обнаруженных впереди по курсу. Характерными особенностями минных тральщиков третьего поколения являются бесшумная работа корабельных механизмов и двигателей, изготовленный из специальной маломагнитной стали корпус. Все это позволяет судну плавно передвигаться по минному полю, осуществлять работы на тралении мин, расположенных под водой. Причем данные боевые задачи тральщик прекрасно выполняет и в мирное время.
На тральщике проекта МЭ «Валентин Пикуль» 20 января 2008г. был поднят Андреевский флаг. Это состоялось в Ленинградской области, в г. Ломоносове. В этом же году, только 31 июля, судно перешло с Балтийского на Черноморский флот и было включено в Новороссийскую военно-морскую базу. В настоящее время тральщик проходит службу в составе 184-й бригады кораблей, которая охраняет водный район. Командование судном осуществляется капитаном 3 ранга Александром Бойко.
Минный тральщик «Валентин Пикуль» имеет водоизмещение 873 тонны, следующие габариты: длина – 61 метр. Ширина – 10,2 метра, осадка – 3,6 метров. Наделен максимальной скоростью хода в 16 узлов. В качестве силовой установки работают два дизеля М-503Б на 5 тыс. лошадиных сил, два винта в насадках. Обладает дальностью плавания в 1,5 тысячи миль при 12-ти узлах. Неограниченная мореходность. Численность экипажа – 68 человек.
Проект 266 «Аквамарин» стал первым выпуском отечественных морских тральщиков, имеющих минимальные собственные физические поля. Головной тральщик этой серии вошел в состав ВМФ в 1963 году. Чтобы защитить тральщики проекта 266 от неконтактных мин, обладающих магнитными взрывателями, корпуса и фундаменты судов этой серии выполнялись из маломагнитной стали. В маломагнитном исполнении выпускались вооружение, оборудование, устройства и механизмы. Дополнительно устанавливалось специальное размагничивающее устройство, а также механизм для компенсации поля от вихревых токов корпуса, возникающих при качке бортов. Защита от неконтактных мин, обладающих акустическими взрывателями, предусматривала следующие меры: фундаменты главных двигателей, электрокомпрессоров, дизель-генераторов оклеивались резиновым демпфирующим покрытием; на изолирующих амортизаторах устанавливались звукоизлучающие механизмы; монтаж трубопроводов проводился с применением гибких вставок; применялись малошумные гребные винты для регулирования шага заданного диаметра; устанавливались малошумные механизмы и оборудование.
Противоминное вооружение имело следующий состав: широкополосной, электромагнитный, контактный и акустический тралы, а также большие шнуровые заряды. Данное оборудование позволяло осуществлять траление мин на морской глубине 25-150 метров. В состав артиллерийского вооружения входили 2 тридцатимиллиметровых автомата марки АК-230М, имевшие РЛС управления «Рысь». Обнаруживала мины специальная ГАС «Лань». Чтобы решать задачи ПЛО и уничтожать мины, были размещены две РБУ-1200. Причем установка последних производилась не на всех тральщиках серии.
По проекту 266 за период времени 1963-1971 г.г. на воду сошло 40 кораблей. Недостатком судов этого типа является отсутствие средств для поиска и обнаружения мин, находящихся на дне моря. Эти недостатки были устранены в ходе дальнейшей модернизации судов и реализации проекта 266 с шифром «Аквамарин». Был заменен электромагнитный трал обычного типа глубоководным, обладающим новой аппаратурой для управления. Предусмотрели возможность принятия трала для осуществления уничтожения мин. Установили трехканальный широкополосной буксируемый телевизионный искатель-уничтожитель мин. Для обнаружения донных мин было предусмотрено установить ГАС «Мезень». Чтобы снизить акустическое поле судна, главные двигатели устанавливались на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты, имеющие малошумные лопасти, - в шумопонижающих насадках. Усовершенствования корабля стали следствием изменения его полного водоизмещения и длины. При строительстве и ремонтах на МТЩ проектов 266, 266М разместились ПЗРК «Стрела-3». В 1970г. головной корабль, построенный в рамках проекта 266М, «Семен Рошаль» был сдан в Военно-Морской флот. С начала строительства и до 1978г. всего было спущено на воду 32 судна этого проекта.
Морские тральщики проекта 266М обладали настолько высокими тактико-техническими характеристиками, что вызвали интерес у зарубежных заказчиков. Многие из них выразили желание приобрести корабли, правда, с частичным видоизменением под национальные особенности морской службы. Чтобы удовлетворить спрос иностранных заказчиков, на базе морского минного тральщика серии 266М был создан его вариант на экспорт – проект 266МЭ. Образцы экспортных тральщиков оснастили более надежными тралами – акустическим, контактным, электромагнитным. Состав противоминного вооружения попрощался с искателями мин. Модернизация коснулась радиосвязного и радиолокационного оборудования.
Тральщики проекта 266МЭ имеют следующее оснащение: все необходимые устройства (рулевое, якорное, буксирное, шлюпочное); 6 спасательных плотов ПСН-10 из расчета по 10 человек на каждый; общекорабельные системы (водяная, жидкостная пожаротушительная, противопожарная, осушительная и водоотливная, системы кондиционирования и вентиляции, системы забортной и бытовой пресной воды).
Поставка морских минных тральщиков серии 266МЭ «Валентин Пикуль» успешно осуществлялась флотам многих зарубежных государств. Среди них Вьетнам, Индия, Ливия и Южный Йемен.