Забытые предметы старины

12 мая 2020

Всё новое это хорошо забытое старое. Если мало ли вы увидите в продаже вещи похожие на те, которые представлены в этом посте, то вы уже не поведётесь на маркетинговые выкрики о инновациях.

Защитный экран для лица.

На картине «Дама за туалетом» Франсуа Буше, французского художника XVIII века, у ног женщины можно увидеть небрежно брошенный предмет, похожий на веер. На самом деле это экран для защиты лица от каминного жара и искр. Камин виден тут же, в левом углу картины.

Модницы того времени всеми силами старались сохранить бледность кожи, избегая свежего воздуха и солнца и становясь при этом больше похожими на больных чахоткой. Если уж выходили на улицу, то непременно с зонтиком. Огромные глаза на фоне слегка впалых щек — это было очень аристократично! И их обладательницу никто не смог бы заподозрить в том, что она, как мещанка, работала на улице. С веснушками или прыщиками боролись беспощадно, выводя лимонным соком или карболовой кислотой. Чтобы добиться фарфорового цвета лица, а поры сделать крошечными, лицо покрывали на ночь раствором опиума, а по утрам сбрызгивали настойкой аммиака.

В арсенале средств, которыми красавицы пользовались ежедневно, непременно присутствовали белила на основе свинца, пудра из крахмала и талька, а внутрь девушки принимали уксус.
Окна занавешивали тяжелыми шторами, а для защиты от жара каминов использовали специальные экраны для лица.
Аксессуар был популярен во всей Европе, но особенно часто к его помощи прибегали леди викторианской Англии. В основном он изготавливался вручную из папье-маше и богато украшался. Чем богаче и изысканнее был рисунок, тем больше у женщины было свободного времени, а это снова подчеркивало ее социальный статус. Защитный экран для лица перестал пользоваться спросом с улучшением систем отопления и введением моды на румянец.

Стул для родов.

Сейчас женщины, как правило, встречают появление на свет ребенка лежа. Но так было не всегда. На стенах Маммиси, части храмового комплекса в Древнем Египте, построенном между VIII веком до н. э. и III веком н. э., есть изображение царицы, которая рожает, сидя на предмете, отдаленно напоминающем стул. Похожие традиции были и в Древней Греции, и у кельтов — изображения вертикальных родов встречаются еще в искусстве эпохи среднего латена (300–100 годы до н. э.). На Руси, когда роды начинались, согласно народным поверьям, следовало отпереть все замки, развязать все узлы и постоянно перешагивать через пороги, высоко поднимая ноги.

Средневековье отличалось не сильно. Более того, стул для родов входил в приданое голландских невест вплоть до XX века. От обычного его отличало узкое сиденье и наклонная спинка. На него можно было полуприсесть, а можно было лишь опереться. Поэтому он был довольно низкими, не более 25 см в высоту, и, как правило, на трех ножках.
Мода на роды лежа, по мнению историков, появилась благодаря Людовику XIV. Чрезвычайно любвеобильный монарх, помимо шести детей от жены, имел семерых отпрысков от фаворитки, маркизы де Монтеспан, а сколько у него было потомков от других женщин — и сейчас не могут посчитать. Причем король-солнце непременно желал видеть процесс появления ребенка на свет своими глазами. Наблюдать за процессом было, конечно, проще, когда роженица лежала в кровати. Со временем лежачая поза приобрела популярность по всему миру — акушерам так было проще контролировать процесс и вовремя вмешаться в случае необходимости.

Тем не менее с 1980-х годов в мире стали возвращаться к вертикальным родам. Медики считают, что так мышцы работают эффективнее, а ребенок двигается по родовым каналам не только посредством потуг, но и под действием силы тяжести. Женщина не обязательно должна стоять, она может ходить, сидеть на корточках или полусидеть на специальном стуле. Только изготавливают их теперь не из дерева, а из пластика.

Железная маска, с помощью которой в Средневековье наказывали за сплетни

Средневековье — период, хорошо известный разнообразием телесных наказаний. Идея телесных наказаний была тесно связана с пониманием христианской религии. И даже малые нарушения вели к жестокой расплате. Например, для женщин, которые не умели держать язык за зубами, была придумана и сконструирована специальная железная маска. Маска, которую называли «уздечкой для лжецов», представляла собой «намордник» с железным каркасом, надевающимся на голову. Основная функция маски состояла в том, чтобы помешать женщине говорить, поэтому на маске была специальная уздечка, которая оказывалась во рту женщины и прижимала язык. В некоторых случаях на уздечке даже были шипы, так что любое движение языком могло привести к ранам.

Мало того что на провинившихся женщин надевали такие маски, их еще и прилюдно унижали. Женщину в «уздечке для лжецов» муж водил на поводке по улицам, а прохожие плевались в нее.
Считалось, что только через боль и страдания человек может искупить грех. Уздечка была формой зеркального наказания, то есть преступник в качестве наказания получал ровно тот ущерб, который он сам нанес. Поскольку преступление было связано с лишними разговорами, то и наказание получал язык.

Таким образом, металлический каркас предназначался для женщин, которых обвиняли в сплетнях и клевете. Но проблема состояла в том, что сами эти понятия были размыты в ту эпоху, когда женщину могли сжечь на костре по недоразумению. Чаще всего наказывали женщин, которые подрывали авторитет мужа. То есть, если муж плохо обращался с женой, а она вдруг решила высказаться об этом, на нее надевали уздечку.
Первое упоминание о наказании «уздечкой для лжецов» датируется 1567 годом. Это произошло в Шотландии. Наказана была Бесси Талифер, которая якобы оклеветала Бейли Хантер в земельном споре, обвинив ее в неправильном измерении.
Помимо Британских островов, уздечка была популярна и в Германии. Там к конструкции был добавлен колокольчик, чтобы привлекать внимание людей во время «дороги стыда».
Занимательно, что наказание применялось исключительно к женщинам, причем низкого сословия. Представителям аристократии можно было сплетничать, не опасаясь сурового наказания.

Тренажер для гинеколога.

Контрацепция — вопрос деликатный. И волновавший человечество с древности. Например, первые свидетельства использования «ночных носков» были найдены в Египте. Тогда их делали из кожи и кишок животных. Древние греки и римляне использовали пессарии, отвары трав, а также тампоны из хлопка. А на Руси, не особо одобрявшей идею предохранения, некоторые отчаянные головы после родов в лоно вводили обручальные кольца — прообраз маточной спирали.

На фото — тренажер Gynaeplaque, помогающий медицинским работникам правильно вводить во влагалище цервикальный колпачок. Тот ставится на шейку матки и служит барьером для сперматозоидов. Другая альтернатива — влагалищная диафрагма. И первый и второй вид контрацепции подбирается врачом, с учетом физиологических особенностей клиентки, и устанавливается первый раз тоже им. 

Дальше женщина справляется сама. Колпачок вводится непосредственно перед половым актом и может оставаться внутри до 48 часов. Этот метод контрацепции известен и сейчас, но не является популярным, поскольку не особенно гигиеничен и, в целом, не удобен.

Вазы для пиявок (Англия. Первая половина XIX века).

Лечение пиявками (гирудотерапия) в XIX веке, в России, было, пожалуй, даже, популярнее, чем ныне. Нередко к этому методу прибегал и А.С. Пушкин, который однажды отказал в аудиенции сестре В.К. Кюхельбекера, так как ему в это время ставили пиявки.

Следует отметить, что Россия в XIX веке лидировала как экспортер пиявок, причем не только по количеству, но и по качеству.Английские вазы для пиявок сделаны таким образом, что при всей своей цепкости пиявка, добравшись до края вазы, падает обратно в вазу.

Вентилятор для лица
(Западная Европа, начало ХХ века). Стригущие движения (как у ножниц) приводят в действие этот несложный механизм.

Бурдалу

Во Франции, в конце 17 столетия жил преинтереснейший человек - пастор Луи Бурдала.
Популярность его нынче можно сравнить с популярностью рок-звезды. Прихожане, особенно дамы, занимали места в церкви заранее, отстаивая очереди. Проповеди пастора были пламенными, интересными, красочными, но... слишком длинными.

В итоге, сама церковь и окрестности превращались в загаженный уличный туалет. Ну, в общем-то, в некоторых случаях, наши современники недалеко
ушли от горожан 17 века и тоже после концерта любят справить нужду неподалеку.Надо сказать, нравы в то время были весьма фривольными в отношении большой и малой нужды. Люди друг друга не стеснялись и уединение можно было назвать лишь формальным. Простые все были.
Пастору это безобразие порядком поднадоело. Да и люди с трудом терпели до окончания многочасовой проповеди. Вот не знаю, правда ли, что сам Луи Бурдала предложил выход из положения или сообразительная дама догадалась... Говорят, пастор посоветовал носить с собой горшки, чтобы от проповеди не отвлекаться и не терпеть больше положенного.
Сперва прихожане приносили с собой кто во что горазд. А спустя некоторое время мастера сообразили, что можно сделать что-то более удобное и подзаработать.
В итоге, появилась первая в мире "утка", которую прозвали именем пастора - бурдала.
Бурдала для женщин повторяла особенности женского тела. И была сделана так, чтобы можно было хм... пописать... стоя. Вообщн, это было очень удобно, с учетом того, какие тогда носили платья.
Прихожане все были знатные, поэтому дамы ходили с горничными. Горничная подсовывала утку госпоже под юбку, та делала свои дела, и горничная выносила трофей на улицу. И никто "ничего" не заметил!

Кошелек для мелочи.

Кошелек появился еще до нашей эры. Древние египтяне клали в него небольшие вещи, которые, по их мнению, могли потребоваться в загробной жизни: драгоценности, предметы быта, лекарственные травы. Так что он был большим и напоминал скорее полотняную сумку. Носили кошелек только мужчины.
Частью женского образа он стал благодаря римлянам, которые начали использовать в качестве материала кожу, изящно украшая ее вышивкой и драгоценностями. В эпоху Средневековья кошелек обтягивали тканями. Тогда же некоторые мастера стали изготавливать его по примеру кольчуги. Так кошелек стал украшением.

Аксессуар, изображенный на фото, сделан из металлического сетчатого полотна. Подобные были популярны в Великобритании в эпоху королевы Виктории. Пользовались ими только женщины. Ведь на платьях не было карманов, а визитки, как раз вошедшие в моду, или носовые платки надо было куда-то девать. Так что в кошелек складывали не только монеты, но любые необходимые даме мелочи.
Аксессуару полагалось гармонировать с общим обликом владелицы, кроме того, он демонстрировал ее статус. Богатые дамы заказывали кошельки из золотых и серебряных колец, и нередко их было два: для дневного выхода и на вечер. Внутри такой кошелек обшивался шелком или замшей, а застежка украшалась драгоценными камнями. У представительниц среднего класса кошелек был проще, из колец неблагородных металлов, и, как правило, закрывался крышечкой. Изготовлялись они вручную в течение нескольких дней.

В конце XIX века мода на подобный аксессуар вышла за пределы страны, и стало ясно, что мастера уже не могут обеспечить кошельками всех желающих. В 1912 году американец Альфонсо Пратт подал заявку на патент машины, которая могла не только ткать металлическое сетчатое полотно, но также резать его и соединять. Изобретение позволяло создавать 400 колец в минуту, что существенно экономило время. А в 1920 году люди научились печатать на металле изображения, и кошелек стал кардинально отличаться от того, что был в моде в Викторианскую эпоху.

Пазл

Существует версия, что самый первый пазл был изобретен вовсе не для развлечения, а для обучения и проверки знаний учеников. И сделан он был не из бумаги или картона, а из дерева. Технической возможности нанести на головоломку яркий цветной рисунок не было, поэтому ученикам приходилось довольствоваться черно-белым изображением.

Произошло это в шестидесятых годах XVIII в Англии. Член Королевского географического сообщества Джон Спилсбери сделал пазл при помощи которого можно было проверить свою память и собрать из фрагментов географическую карту. По одной версии это была карта Англии и Уэлса, а по другой — карта мира, которая была разрезана по границам стран. Джон Спилсбери использовал в качестве основы для своих пазлов тонкие панели из красного кедра или ливанского дерева. На них наклеивались черно-белые гравюры с изображением карт. Головоломка стоила достаточно дорого, но из-за своей новизны и оригинальности завоевала огромную популярность как среди детей, так и среди взрослых. Недостатком деревянных элементов было то, что они не достаточно прочно скреплялись друг с другом и готовую картинку можно было легко разрушить неловким движением.

Такой метод обучения был поддержан и представителями других наук. В виде пазлов стали делать алфавит и таблицу умножения. Но вскоре головоломка стала не только обучающим пособием, но и развлечением, поэтому пазлы стали создаваться в виде портретов и пейзажей.

Джон Спилсбери получил патент на свое изобретение и официально считается родоначальником этого направления в области игр и головоломок. Но мы не можем не упомянуть еще об одной личности, которая, возможно, стала первым изобретателем пазлов. Данная версия происхождения игрушки также относится к педагогической области.

Француженка Жанна Мария ле Принц де Боман была управляющей частной школы в Англии. Мадам де Боман интересовалась различными оригинальными методиками обучения и, вероятно, именно ей в голову пришла мысль о создании пазла. Есть сведения, что она пропагандировала метод обучения географии при помощи разрезанных на кусочки разной формы географических карт. Таким образом, можно предположить, что Джон Спилсбери просто подхватил идею создания пазла и вынес ее в массы.

Как бы то ни было, популярность пазлов возрастала с каждым днем, а в начале двадцатого века братья Паркер открыли фабрику Parker Brothers, на которой в больших объемах производились картонные пазлы. В отличие от своих деревянных собратьев элементы картонных головоломок лучше состыковывались друг с другом, а стоили дешевле.

Картонные пазлы не потеряли своей популярности и в наши дни. Их производители соревнуются между собой, пытаясь создать нечто выдающееся. Например, в 2010 году в Германии компания Ravensburger выпустила пазл, который состоит из 33600 элементов. Основой для головоломки послужили иллюстрации художника Кейта Хейринга. Пазл представляет собой не единую картинку, а 32 независимых друг от друга изображения. Каждый фрагмент состоит всего лишь из шести цветов. Собранная головоломка занимает площадь 5,44 х 1,92 м.

Принадлежности для обладателей усов

Мужчины до сих пор не могут придти к единому мнению — что лучше, усы и борода или гладковыбритое лицо. Впрочем, женщины в этом вопросе тоже разделились на два лагеря. Но если в начале двадцать первого века каждый сам для себя выбирает, к какому из них принадлежать, то история отнюдь не была так щедра на возможность выбора.
В разных странах отношение к усам было тоже разное. Одним сословиям усы запрещались, другим — вменялись в обязанность. Огромное количество известных личностей своими усами прославились — вспомним Сталина, Чаплина, Эйнштейна и Дали. И у всех этих людей была связывающая их проблема. Это обед. Усы ужасно мешали есть — как, скажите, можно было изящно потягивать суп, если в ваших богатых усах, подобно рыбе в сети, застревали съедобные кусочки? Решение было найдено на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Для мужчин с густыми усами изобретатели предложили некое защитное устройство, эдакую раковинку-наусник, которая аккуратно одевалась на усы и препятствовало попаданию пищи на лицевую растительность. Можно только представить, до чего потешно смотрелся представительный мужчина в таком науснике. Попытки усовершенствовать приспособление привели к созданию забавных ложек и чашек, которые, тем не менее, выполняли свою главную функцию – защищали усы от еды.

Кто придумал защитников усов, уже точно не установишь. Одним из изобретателей считается американец Томас Ферри, который в начале двадцатого века предложил их покупателям. С другой стороны, похожее устройство еще в 1872 году начал производить англичанин Гарри Джонс. В целом в Великобритании было подано несколько десятков заявок на патенты защиты для усов.
Сегодня наусники вызывают только смех, а может быть зря. Ведь до сих пор многие мужчины делают выбор в пользу роскошных усов.

Ложка для приема микстуры и касторки

Бальная записная книжка

В XIX веке каждый бал состоял примерно из 20 танцев, и кавалеры старались заранее ангажировать красивых и, особенно, хорошо танцующих дам. Отдавать один и тот же танец нескольким партнерам считалось крайне невежливым, и для того чтобы не перепутать приглашающих на танец кавалеров, их имена и записывали в бальную записную книжку. Обычно она имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением, к нему подвешивали миниатюрный карандаш. Страницы были бумажные или костяные. С костяных страниц текст стирали влажной тряпочкой. Носили бальную книжку на цепочке веера или на поясе бального платья.

Назначение этих книжек — не сбор доказательств успеха светских красавиц, напротив, они предостерегали их от промаха, от путаницы партнеров. В противном случае в свете мог затеяться страшный скандал, что не только лишало даму репутации, но и из-за него могли поплатиться карьерой ее ближайшие родственники.
Если у дамы оставались "свободные танцы", то приглашения на них принимались обязательно. Если она устала и не хочет танцевать, ей лучше выйти в другую комнату. "Свободные танцы" в бальной книжке воспринимались как свидетельство неуспешности девушки на балу. Отказав пригласившему ее кавалеру, дама должна была пропустить этот танец. Считалось крайне неприличным и оскорбительным отказать одному и тотчас принять приглашение другого кавалера. Танец с незнакомцем воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета.

Яйцеварка. Внутри - съемная конструкция на три-четыре яйца.