Пулемёт максим, названный в честь его изобретателя Хайрема Стивенса Максима, стал родоначальником всего автоматического оружия. В России максим начал активно использоваться во время Русско-японской войны. Однако впервые пулемёт был применён ещё в 1894 году англичанами.
Изобретатель ингаляторов и оружия

На самом деле первый действующий пулемёт американец Хайрем Максим изобрёл ещё в 1873 году. Однако, как утверждают авторы энциклопедии «Военная техника» Владислав Исаев и Алексей Захаров, дебютная модель оказалась неудачной, и Максим посвятил себя другим изобретениям. Он конструировал мышеловки, огнетушители и даже ингаляторы. В копилке Хайрема были и различные электротехнические устройства. Например, электролампы, из-за которых Максим судился с Эдисоном. Впрочем, суд он проиграл и вскоре, бросив всё, перебрался из Штатов в Великобританию.
Поселившись в Англии, Хайрем Максим снова занялся оружием: в Европе на этом можно было хорошо заработать. По словам Дмитрия Брусилова, автора издания «Оружие и техника Первой мировой войны», первый по-настоящему эффективный образец Максиму удалось создать в 1883 году. Однако дебютные испытания оружие прошло только спустя 2 года. Если верить В. Г. Фёдорову, автору книги «Эволюция стрелкового оружия», случилось это в английском городе Энфильде. Однако более масштабной «практикой» пулемёта оказались колониальные экспедиции.
Пулемёт против копий
Семён Федосеев и Алексей Ардашев на страницах своей книги «100 лучших стволов»» пишут о том, что первым боевым применением пулемёта максим считаются столкновения отрядов известного организатора английской колониальной экспансии Сесила Родса с повстанцами народа матабеле, проживавшими на территории нынешнего Зимбабве, в ноябре 1894 года. «Архитектор апартеида» снабдил свою армию самым современным на тот момент оружием – пулемётами максим. Понятно, что матабелесо своими ассегаями (разновидность копья) не смогли оказать достойный отпор пулемётам.
Так, всего 700 английских солдат под командованием майора Форбса, вооружённые всего пятью пулемётами, разбили войско короля Лобенгулы, состоявшее из 80 тысяч воинов. Примечательно, что в результате неравного боя с британской стороны погибло только 4 человека, а матабеле лишись 2,5 тысячи собратьев. Недаром поэт Хилэр Беллок, слова которого приведены в книге «Дом Ротшильдов» Ниала Фергюсона, считал пулемёт максим главным средством европейской гегемонии. Именно Беллоку принадлежат строки: «На каждый вопрос есть чёткий ответ: У нас есть максим, а у них его нет!»