Як-28, он же «Изделие 28», он же «Brewer» по классификации НАТО, что переводится как «Пивовар», — советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный бомбардировщик времен холодной войны между СССР и США. Создавался бомбардировщик, в том числе для доставки к месту удара тактического ядерного оружия.
В основе 28-го лежал мелкосерийный сверхзвуковой бомбардировщик Як-26, разработанный ОКБ-115. В 1957 году на Як-26 поставили опытный двигатель Р11А-300, а уже к 1958 году была к испытаниям была готова принципиально новая машина Як-28. 5 марта того же года бомбардировщик совершил первый полет. В серийное производство 28-ой запустили 1960 году. Таким образом этот самолет стал первым сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком СССР. Выпускали 28-ой до 1971 года. За это время было произведено 1 180 бомбардировщиков. Эксплуатировался самолет вплоть до 1991 года.
Советский бомбардировщик был построен по схеме свободнонесущего высокоплана со стреловидным крылом и оперением. Самолет использует шасси велосипедного типа. У самолета была пара двигателей Р11А-300, каждый из которых развивал тягу в 4 690 кгс. При этом на форсаже самолет мог выдавать и по 6 100 кгс из каждого двигателя. В результате максимальная взлетная масса машины составляла 18 080 кг. Скорость самолета достигала 1 850 км/ч, практический потолок – 14.5 км, а дальность полета – 2070 км.
Изначально штатное вооружение Як-28 состояло из одной авиационной пушки НР-23 калибра 23 мм. В последствии ее заменили на пару пушек ГШ-23Я того же калибра. При этом была возможность вооружить 28-ой ракетным и бомбовым вооружением. Максимальная боевая нагрузка достигала отметки в 3 тонны. Так, например, самолет мог осуществлять доставку одной бомбы ФАБ-3000. Присутствовала возможность закрепить в бомбовом отсеке несколько 500-килограмовых снарядов. Изюминкой на торте разрушения была возможность доставлять тактические ядерные боеприпасы. Кроме того, Як-28 можно было вооружить ракетами класса «воздух-воздух» Р-8М-1 в ущерб бомбовой нагрузке.
Бомба ФАБ-3000.