Какие жители Афганистана воевали против «душманов»

10 февраля 2020

Даже в 2019 году в Афганистане нет единой политической нации, население делится на племена и народности. Что уж говорить о временах, когда советский контингент принимал участие в Афганской войне

Кто все эти люди

Какие жители Афганистана воевали против «душманов»

Этническая пестрота с одной стороны усложняла ситуацию для советских военнослужащих, с другой позволяла опираясь на одни группы населения бороться с другими. Как пишет в книге «Война в Афганистане», вышедшей в 1991 году, коллектив авторов под руководством кандидата исторических наук полковника Пикова, в Афганистане проживает более 20 народностей пяти этнических групп: иранской, индийской, тюрко-монгольской, семито-хамитской и дравидской. Больше половины жителей страны — пуштуны.

Стоит отметить, что ситуация с государственной принадлежностью вещь довольно спорная. Например, один и тот же пуштун может считаться афганцем или пакистанцем, в зависимости от того, по какую сторону границы находится. Такая же ситуация — с белуджами, с той разницей, что вместо Пакистана — Иран. Народности, в свою очередь, делятся на племена, племена— на кланы, кланы — на семьи и роды. И весь этот этнический винегрет густо сдобрен разнонаправленными интересами и мотивациями.

По правильную сторону баррикад

На стороне советского контингента сражались регулярные части, верные кабульскому режиму: царандой (милиция), ХАД (афганские чекисты), армейские части. В армии самой боеспособной единицей была 53-я дивизия ДРА под командованием Абдул-Рашид Дустума, этнического узбека, родившегося в смешанной семье: отец-узбек, мать — туркменка. Влияние Дустума распространялось и на гражданских узбеков, что весьма облегчало задачу советским войскам. Пограничники, прикрывавшие на территории Афганистана подходы к советско-афганской границе, проходившей по краю Таджикистана, больше взаимодействовали с царандоем, рассказывает ветеран войны в Афганистане, военный контрразведчик, экс-депутат одесского горсовета от Компартии Украины и политэмигрант Василий Полищук.

Советское командование осознанно начало формировать так называемые «мусульманские отряды» с преобладанием узбеков, туркменов или таджиков — для лучшего взаимодействия с населением. Иногда помощь приходила с неожиданной стороны. Мохру Ходжаева, военный переводчик в Афганистане, живущая сейчас в Таджикистане. рассказывает, как однажды их спас местный житель. Ему, раненому, оказали помощь и, когда через несколько дней во время гуманитарной миссии группа «шурави» была окружена душманами, житель выступил в защиту и никто не был убит. В свою очередь, генерал-полковник, Герой Советского Союза Борис Громов вспоминает, что не входившие непосредственно в бандформирования жители весьма радушно относились к советским военнослужащим и даже помогали им в ходе боевых операций. Подполковник запаса Игорь Шелудков рассказал в СМИ как афганские мальчишки, бачата, наладили отношения с советскими военнослужащими, включая взаимовыгодный товарообмен и никогда не только не участвовали в акциях душманов, но даже камнями в «шурави» не кидались.

Кроме того, отряды самообороны и племенные формирования выступали на стороне советских войск, воевавших с их древними заклятыми врагами.

Именно в Афганистане возникло разделение на «вовчиков» и «юрчиков». Первыми называли сторонников моджахедов, вторыми — их противников. Позже, в 90-е, во время гражданской войны в Таджикистане, такое наименование сторон стало практически официальным.

Ситуативно с советским спецназом, боровшимся с моджахедскими караванами в горах, сотрудничали представители афганских горных племён, пишет Алексей Чикишев в книге «Спецназ в Афганистане».