Огромное количество единиц техники и вооружения сопровождают любую войну. не исключением стала и Вторая мировая, где захват трофеев и уборка полей сражения был поставлен на поток. Как же это происходило?
Одной из причин того, почему поля сражений не были завалены техникой и оружием являлось то, что все союзники. кроме США, вполне официально расходовали захваченные трофеи противника в своих целях. Первыми преуспели в этом немцы, их формальное Beutewaffe (буквально «добыча») — есть не что иное, как сбор и перепрофилирование трофейного оружия.
Первым этим вопросом серьезно занялся майор Альфред Беккер, командир 200-го штурмового орудийного батальона 21-й танковой дивизии. Он, волнуясь о судьбе захваченного оружия, которое чаще всего растаскивали в качестве личных трофеев, либо просто сталкивали в реки и овраги, расчищая дороги, создал центральный офис для каталогизации, сбора и модификация оружия союзников.
Он был расположено на бывшей фабрике Hotchkiss под Парижем. После того, как Эрвин Роммель встретил Беккера и был впечатлен, это специальное усилие получило официальное разрешение как Baukommando Paris (Paris Building Command). Беккер разработал не менее 25 различных модификаций транспортных средств союзников, включая французские корпуса с чехословацким оружием.
Чехословацкая противотанковая пушка Škoda A6 в немецком корпусе, установленном на французском корпусе Renault R35, творение Беккера
Каталог охватывал все — от пистолетов до истребителей с официальным кодом в системе Waffenamt — например, FK-288 ® (советская противотанковая пушка ZiS-3), SIGew-251 (a) (американская винтовка M1 Garand) и Sd.Kfz 735 (i) (итальянский танк Fiat M13 / 40) и т.д.
После вторжения в СССР использование захваченного оружия уже стало само собой разумеющимся — фото немецких солдат с нашим ППШ можно во множестве встретить в разных источниках
Помимо захвата оружи победившей стороной, главным для каждой из воюющей стороны было сохранение собственного вооружения
Для этого в каждой армии были созданы специальные подразделения по ремонту и восстановлению, специализирующиеся на получении спасательного оборудования с полей битвы. Советские технические части умудрялись даже отбуксировать в темноте подбитые танки и прочую технику на свою территорию, где и занимались ее ремонтом в минуты затишья.
M32 является хорошим примером транспортного средства Второй мировой войны, предназначенного для восстановления и буксировки разбитых танков
Основанный на шасси танка M4 Sherman, он имел 30-тонный подъемный кран с А-образной рамой и фронтальную лебедку.
Один из советских тягачей — тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец»
Тягач выпускался Харьковским паровозостроительным заводом с 1939 г. Кабину использовали от грузовика «ЗИС-5», предварительно переоборудовав и расширив. На кузов устанавливался съемный брезентовый тент. В качестве топлива могло применяться: дизтопливо, газойль или смесь моторного масла с керосином. Захваченные Вермахтом тягачи использовались под обозначением «Gepanzerter Artillerie Schlepper 607®». Всего было выпущено 1123 машины
Артиллерийский тягач Т-26Т
M26 перемещает восстановленный Jagdtiger в оккупированной Германии в конце Второй мировой войны.
А вот например в националистическом Китае гражданскому корпусу мусорщиков было разрешено следовать за подразделениями; в обмен на передачу ценных в военном отношении вещей, таких как оружие или запчасти для грузовиков, они могли хранить все, что нашли.
На фото китайский военнослужащий держит в руках спасенные винтовки Арисаки Тип 38 и пулемет Намбу Тип 11. После окончания Второй мировой войны, а затем и по окончании гражданской войны в Китае КНР все еще использовала бывшее японское оружие в 1950-х годах.
Еще одна причина «уборки» полей сражений — сбор разведданых — о вооружении, о качестве брони, о новейших разработках — на все, что было в новинку буквально велась охота
M4 Sherman, выпущенный в 1942 году
После 1944 года, когда войска продвинулись ближе к германии, были созданы специальные подразделения по очистке полей сражений
Танки, другие транспортные средства и артиллерия сначала перемещались в основные сборочные пункты, которые были разминированы и очищены от НРБ (неразорвавшихся боеприпасов). Находились они, как правило, на железнодорожных подъездных путях, на мощеных дорожных развязках и т. д. Оттуда материал разделялся по типу, весу, уровню повреждения и т. д. и отправлялся на «разборки».
На фото немецкие танки Hetzers убранные с проезжей части вскоре после капитуляции Германии в мае 1945 года. Позже эти транспортные средства будут перемещены в пункт первичной сборки, а затем на разборку.
Основной сборочный пункт на северо-западе Франции в конце 1944, немецкая техника ждет отправки на разборку
Танки M4 Sherman ожидающие разборки — работающие агрегаты отправлялись на гражданские нужды, остальное резалось и переплавлялось
Склад захваченного оружия в Антверпене, Бельгия, в конце 1945 года.
На переднем плане британские 17-фунтовые полевые орудия, за ними различные американские машины и немецкая артиллерия. Это оборудование было собрано для отправки через Ла-Манш для дальнейшей утилизации в Великобритании.
Коллекция Rakatenwerfer 43s, собранная для отправки в СССР
Сборные стальные коврики после войны использовались для постройки взлетных полос, ограждений, укрепления дорог