28 апреля 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР впервые за всё время идущей войны в Афганистане (1979-1989) было присвоено звание Героя Советского Союза десяти её участникам: старшему сержанту А. Мироненко, майору В. Гайнутдинову, полковнику В. Колеснику, ст.сержанту Н. Чепику и др.
Этим же приказом был награждён и майор Василий Васильевич Щербаков (1951-2010) (прим. — ушёл в отставку в звании «полковник»), который в январе 1980 года спас на своём вертолете советских лётчиков во время нападения моджахедов.
Василий Щербаков родом из Белоруссии. Был призван в 1970 году в Военно-воздушные силы СССР и вся его жизнь, в дальнейшем, была связана с вертолетной авиацией. До войны в Афганистане Василий Васильевич являлся постоянным участником поиска и эвакуации экипажей космических кораблей, которые возвращались на Землю.
А в сентябре 1979 года — Афган…
Еще до начала войны (прим. — началась 25 декабря 1979 г.) Василий Щербаков на своём вертолёте в сентябре 79-го осуществил доставку продовольствия для местного населения. Это был первый его полёт над этой страной, и, наверное, было трудно тогда представить, через что придётся пройти советским военнослужащим в ближайшие дни.
«Тяжело было перестраиваться с мирных на военные рельсы. Одно дело – стрельбы на полигоне. Главное было преодолеть психологический барьер. А когда появились первые потери, и пришлось перевозить <…> тела <…> товарищей, во мне что-то надломилось. По-другому стал воспринимать <…>…»
(Из воспоминаний В.Щербакова. Материал книги А.Смолянко «Звезда Василия Щербакова)
«Учились сами воевать…»
20 января 1980 года (прим. — в некоторых источниках пишется, что подвиг совершён в декабре 1979 года, однако это неверно) эскадрилья, которой командовал майор Щербаков, была поднята по тревоге. Один из мотострелковых полков попал в засаду к моджахедам, и требовалось поддержать их огнём.
Вертолёты вылетели в сторону населенного пункта Бахарак. Однако, техника, которой управлял заместитель командира по политической части капитан Копчиков, вскоре попала под обстрел из крупнокалиберного пулемёта. Стреляли в упор, пули пробили топливный бак, плюс во время разворота «Ми-8» пробила вторая очередь.
Щербаков приказал подбитому вертолёту прекратить огонь, боясь, что топливо может загореться и охватит кабину полностью. Приняли решение садиться.
«Мы обеспечивали его посадку огнем – нурсами и с пулеметов. После приземления экипаж занял круговую оборону вокруг вертолета»
(Из воспоминаний В.Щербакова)