Московский завод «Молния» некогда считался объектом повышенной секретности и на это были свои немаловажные причины. В целях секретности в годы правления Сталина предприятие носило название — Серийный завода № 704 или Завод 704. В данный момент предприятие находится в заброшенном состоянии и представляет из себя разграбленные руины. Устрашающий вид завода притягивает множество сталкеров и фотографов.
Пишет журналист Максим Новиковский: Секретность и закрытость предприятия «Молния» была связана с оборонной промышленностью страны. В далекие годы СССР завод производил изделия для ядерного оружия и представлял из себя серьёзный охраняемый объект повышенной секретности. Сегодня предприятие устрашает разве что своим внешним видом.
МЗ «Молния» — машиностроительный завод или сокращённо «МЗМ» — предприятие атомный промышленности СССР, скажу даже больше, России. Это предприятие города Москва, основная деятельность предприятия заключается в производстве ядерный боеприпасов.
Завод за заслуги перед родиной был награждён орденом Ленина и носил это звание вплоть до распада СССР 1991 году. Поэтому повсюду тут может встретить бюст великого вождя.
Государственная тайна — слыхали что-нибудь об этом? А в годы СССР об этом знали всё, но тихо «молчали» на своих кухнях.
Большинство оборонных заводов и предприятий в СССР работали по странному принципу — производя лишь непонятные сложные узлы, агрегаты и части изделий. Изделия эти считались «секретными» и люди на подобных предприятиях давали так называемую «подписку о неразглашении», за которой бдительно следили на заводах. Сами сотрудники не знали — что именно они выпускают и для каких целей.
Бывали случаи, когда сотрудников подобных предприятий что называется «ловили» на выходе с заводов с поличным. «Брали на месте преступления и оформляли по полной.» Кто-то воровал какую-то деталь для личных целей на дачу или в собственное хозяйство. Проволоку из сложного технологичного элемента будущей катушки с ториевой радиоактивной фонящей начинкой например воровали для сушки белья. Стержень из сложного гафниевого соединения — для черчения и рисования. Сетку против комаров для окон — из технического сплава с белой платиной.
Рабочие подобных секретных предприятий — люди простые, в основном приезжие из ближайших деревень Подмосковья, погнавшиеся за высокой заработной платой, большинство из них даже не понимали, что именно за деталь они выносили с предприятия и не осознавали, насколько вынесенная ими с завода вещь может быть опасна и представлять угрозу для окружающих. Людей этих судили по статье «шпионаж» и давали крупные сроки уголовного заключения. Это было не простым воровством, а подрывом государственного строя страны и разглашением государственной тайны. Разумеется, высший состав таких предприятий, инженеры, начальники, бригадиры цехов знали, что работают на «оборонку» и что именно производят, но по халатности или несознательности не всегда вводили в курс дела своих подчинённых, подопечных и рабочих. Да и как объяснить простым рабочим людям, работающим на конвейере или на упаковке, основы ядерной физики или химии, тем более когда изделия носили секретное предназначение, а некоторые детали называли простыми словами, так называемым сленгом, набором особых слов — болванки, стержни, штуки.
Вот пример одного из таких московских предприятий, который работал на оборонный комплекс страны и производил элементы для создания ядерного оружия. Завод охраняли военные, в цехах и на проходных вели вахту солдаты.
Специальным секретным указом Сталина был образован этот завод. Расположен он на Рязанском проспекте в Москве. 5 октября 1929 года постановлением ВСНХ СССР было принято решение о создании серийного завода № 704. Деятельность завода относилась к деятельности Среднего машиностроения и работе с редкоземельными элементами. Специальная продукция завода имела государственный гособоронзаказ и относилась к секретной продукции. На предприятии изготавливали продукцию микроэлектронники и сложной процессорной техники для деталей оборонного комплекса страны. Изготовление антитеррористического оборудования, изделий технических средств охраны ТСО.
С 1941 года заводом начинается массовый выпуск корпусов для реактивных снарядов системы залпового огня БМ-13 и корпусов из чугуна для минометных мин М 120. С 1943 года завод переходит в подчинение НКБ СССР как завод № 48 и начинает производство по изготовлению авиационных бомб ФАБ-250, которые выпускались заводом до самого окончания войны.
14 сентября 1945 года Постановлением Совета Министров СССР принято решение о передаче завода № 48 НКБ СССР, а с 1969 года Машиностроительный завод «Молния» в ПГУ при СМ СССР.
С 1946 года заводом начинают изготавливаться крупные детали турбокомпрессоров для получения металлического урана. С 1948 года завод получает важный заказ на изготовление баллистических корпусов для атомных бомб типа РДС-4. В 1953 году завод вошел в состав 6-го главного управления по производству ядерного оружия МСМ СССР и с 1954 года на заводе организуется производство приборов применяемых в атомных бомбах, а с 1956 года в водородных. С 1970 года начинается производство микроэлектроники, с 1971 года завод стал одним из поставщиков специальных регистраторов для оснащения испытательного полигона ядерного оружия.
В 1971 году за высокие показатели в труде специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР московский завод МЗ «Молния» был награждён орденом Ленина.
В 1975 и в 1985 годах завод был награждён переходящим Красным знаменем с занесением на Доску Почета ВДНХ СССР и Памятным Знаком ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в IX и XI пятилетках».