Это всё, что осталось от командной позиции ядерных ракет

20 ноября 2021
Материал для сайта http://valentin-pikul.ru/articles/eto-vsyo-chto-ostalos-ot-komandnoy-pozitsii-yadernykh-raket/

Это рассказ про взорванную центральную «маточную» позицию расформированного в 2001 г. 367-го ракетного полка 41-й ракетной дивизии 33-й ракетной армии РВСН, на вооружении которого стояли тяжёлые межконтинентальные баллистические ракеты третьего поколения Р-36М УТТХ шахтного базирования, также известные под прозвищем «Сатана».

Р-36 «Сатана» 367-го ракетного полка РВСН.


Старое фото с командирами и знаменем полка, найденное в интернете в группе служивших здесь в Одноклассниках.

От автора: 367-й ракетный полк в.ч. 44102 был сформирован ещё 9 июля 1960 г. в Новосибирской области в составе 212-й гвардейской ракетной бригады, а спустя год после переформирования в мае 1961 г. вошёл в состав 39-й гвардейской ракетной дивизии. Считается, что изначально на вооружении полка планировали поставить межконтинентальные баллистические ракеты Р-16, но впоследствии от этих планов отказались.

А в мае 1964 г. полк был передислоцирован в Алтайский край. В конце лета того же года полк был переподчинён и вошёл в состав 41-й гвардейской ракетной дивизии с местом базирования в Алейске, после чего началось строительство его позиционного района.

Сам позиционный район боевого стартового комплекса состоял из шести шахтных пусковых установок одиночного старта высокой защищённости, а при центральной шахтной позиции располагался унифицированный командный пункт полка.

Под новый год 31 декабря 1966 г. полк заступил на боевое дежурство с шестью ШПУ, вооружёнными тяжёлыми межконтинентальными баллистическими ракетами второго поколения 8К67 Р-36.

Этот стратегический ракетный комплекс с ракетой Р-36 тяжёлого класса, разработанный в КБ «Южное» главным конструктором М. К. Янгелем, был способен преодолевать мощную систему ПРО и нести термоядерный заряд мощностью до 20 мегатонн на расстояние до 15000 км в зависимости от мощности головной части. 

Ещё при завершении испытаний ракеты встал вопрос о возможности её оснащения разделяющейся головной частью и в конце 1967 г. началась разработка ракеты с новой РГЧ 8К67П, состоявшей из трёх боевых блоков мощностью по 2,3 мегатонны, которая была принята на вооружение в 1970 г.

В 1976 г. при модернизации полка он был перевооружён на новые ракеты третьего поколения 15А15 Р-36М, с которыми заступил на боевое дежурство 14 декабря.

Его разработка началась ещё в 1969 г. в том же КБ «Южное», а сам комплекс был не только самым мощным в мире, но и превосходил по всем параметрам предшествующую ракету Р-36. Он мог доставлять цели с более высокой точностью уже на расстояния до 16000 км в зависимости от боевой части, а сами боевые части в нём были уже трёх видов. Так к тяжёлой моноблочной СБЧ мощностью 20 мегатонн и лёгкой СБЧ мощностью в 8 мегатонн, добавились разделяющиеся головные части с десятью боевыми блоками по 400 килотонн, и десятью боевыми блоками четыре из которых имели мощность в 1 мегатонну, а остальные в 400 килотонн.

Стоит отметить, что ШПУ этого комплекса были высокозащищёнными и его использование предполагалось в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району.

В 1977 г. полк был награждён переходящим Красным Знаменем Алтайского Краевого Комитета КПСС и исполкома Краевого Совета народных депутатов, а в 1978 г. по итогам соцсоревнования в честь 60-летия Великого Октября, полк и другие подразделения дивизии были награждены переходящим Красным Знаменем Военного Совета армии, и в том же году полк был занесён в Книгу почета Военного Совета Ракетных Войск.

В период с 1982 по 1983 гг. полк был снова модернизирован и перевооружён на новые ракеты 15А18 Р-36МУТТХ.

Эта ракета третьего поколения с улучшенными тактико-техническими характеристиками разрабатывалась с 1976 г. и к 1979 г. ими стали перевооружаться первые ракетные полки.
Но после распада Советского Союза и последующего краха экономики в середине 1990-х гг. встал вопрос о продлении сроков эксплуатации этих ракет до будущей замены их новыми комплексами и тогда силами НПО «Южное» и 4-го ЦНИИ МО были проведены работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с изначальных 10 лет до 15, а затем 18 и 20 лет.

Тем не менее уже к началу 2000-х гг. многие ракетные полки ждало разоружение и расформирование, а последнюю ракету Р-36М УТТХ сняли с боевого дежурства в 2009 г.
Ну а в 2001 г. полк был расформирован и спустя год его шахты и позиция УКП были взорваны, после чего ещё много лет велись рекультивационные работы.

Ну а мы оказавшись в Алейске не могли не заглянуть на место бывшей главной позиции полка. И вот мы уже шагаем по старой дороге, пролегающей между полей.

Вдали уже показались бугры нескольких сооружений из арочных быстровозводимых сборных железобетонных конструкций.

Когда-то в этих арках располагались защищённая казарма, укрытие установщика, караул и т.д.

У въезда валяются пистолетные кобуры.

Первая полу-раскопанная арка. Здесь уже не хватает торцевой стены с гермоворотами.

Судя по надписям на стенах, здесь стоял установщик ракеты.

Внутри валяется кожух от датчика, что был возле защитного устройства ШПУ.


Тыльный выход.

Он тоже уже раскопан.

А сверху когда-то стояла огневая точка.

Напротив располагалось ещё одно сооружение.

Его раскопали полностью и здесь можно заметить, что помимо самих железобетонных конструкций и слоя гидроизоляции поверх оно было дополнительно обложено кирпичом.

А внутри располагались какие-то ёмкости.

Ещё одно сооружение. Ещё год-два назад здесь велись какие-то работы по рекультивации.

Что хорошо заметно по свежей не заросшей травой земле.

Вход внутрь был пересыпан.

Но мы за несколько минут прокопали себе дыру в земле.

И вот мы внутри.

Судя по оставшимся мешкам для овощей, это сооружение до недавнего времени использовали фермеры с полей.

Что находилось в этом сооружении изначально понять уже сложно, но судя по плитке на полу, возможно это было казармой. Но это лишь наше предположение.


Оканчивается оно просто стеной.

Ещё одно небольшое сооружение, на котором раньше стояла огневая точка.

Возможно это была караулка.

Ну а теперь пройдём по траншеям к полю рядом, где располагались шахтная пусковая установка и шахта унифицированного командного пункта.

На подходе валяется стекловолоконный колпак с окошком.

Возможно он от наблюдательной позиции какой-нибудь огневой точки.

На месте ШПУ и УКП мы видим лишь две вот таких огромных воронки с кусками разбросанного по окрестностям железобетона.

Где-то здесь под землёй располагался примерно такой УКП контейнерного типа, который представлял собой многоэтажную капсулу высотой почти 40 метров и весом под 130 тонн, подвешенную на специальной амортизационной подвеске в шахте, аналогичной ШПУ и закрытой сверху защитным устройством.

На траве лежит бетонный тюбинг из которых были сделаны шахты.

Тут и там торчат засыпанные изнутри оголовки вентиляции и технических ходков.

На дне одной из воронок мы нашли вход в потерну, которая когда-то вела во взорванный объект.

Заглянем туда.

Длинная потерна уходит в темноту.

И несколько раз поворачивает.




На полу ещё осталась разметка.

Снова поворот.

Безбожно передрали с сайта http://valentin-pikul.ru/articles/eto-vsyo-chto-ostalos-ot-komandnoy-pozitsii-yadernykh-raket/