Чем Сталин объяснял причины поражений Красной Армии в начале войны

12 июня 2021

Все оценки причин поражений в начале Великой Отечественной войны в течение всего советского периода истории нашей страны базировались на выступлениях И. В. Сталина. Всего лишь через несколько дней после нападения Германии, 3 июля, в своей речи по радио он сказал: «Наши войска героически сражаются с врагом, вооружённым до зубов танками и авиацией».

А уже в докладе на торжественном заседании московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1941 года он обозначил причины неудач Красной армии, которые далее никогда не менялись. Речь шла о численном многократном превосходстве немцев в танках и самолётах.

Чем Сталин объяснял причины поражений Красной Армии в начале войны

Причина же этого превосходства в численности была указана: «Немцы вырабатывают гораздо больше танков, ибо они имеют теперь в своём распоряжении не только свою танковую промышленность, но и промышленность Чехословакии, Бельгии, Голландии, Франции. Без этого обстоятельства Красная армия давно разбила бы немецкую армию, которая не идёт в бой без танков и не выдерживает удара наших частей, если у неё нет превосходства в танках».

После этого у советских историков не было поводов искать какие-то другие причины поражений, а тезис о том, что «на Гитлера работала вся Европа», был принят за аксиому. И уже под эту аксиому подгонялись все имеющиеся данные в исторических трудах. Даже после смерти Сталина и его осуждения Хрущёвым от старых мифов никто отказываться не стал. Мало того, даже сейчас они широко повторяются с экранов федеральных каналов.

При этом никакого реального подтверждения данного тезиса либо не приводят, либо дают цифры, которые ничего не подтверждают. Например, в советской «Истории Второй мировой войны» приводятся данные по Франции, которая дала Германии «около 4 000 самолётов, около 10 000 авиационных двигателей, 52 000 грузовиков». Ну и конечно, никогда не забывают вклад Чехословакии.

Что касается Чехословакии, то, будучи включённой в состав рейха, её промышленность действительно работала и поставляла вооружение и всё прочее для вермахта. И вклад был немалый.

А вот что касается остальных стран Европы, то тут картина совсем иная.

Для начала следует прояснить саму постановку вопроса. Что значит работала на Гитлера? Судя по утверждениям советских историков, выглядит так, будто заводы Франции, Бельгии, Польши, Голландии и других стран производили массово всякое вооружение и прочую военную продукцию (мундиры и продукты на войне ведь нужны не меньше танков и пушек) и фактически отдавали её немцам. Но это в корне не так.

Во-первых, вооружение в европейских странах (кроме Чехословакии) не производилось. Лишь во Франции было налажено производство разведывательных самолётов FW.189, которые в Красной армии прозвали «рамой». Но их изготовили около четырёх сотен, причём речь идёт о сборке из поставляемых с завода в Бремене деталей. На заводе французской фирмы SIPA в 1943 году пытались наладить производство учебного самолёта Arado Ar.396, но до высадки союзников во Франции серийно производить их так и не начали. Эти самолёты выпускались во Франции уже после войны.

Известно и про заказ у фирмы Berliet 30 000 грузовых автомобилей. Полноприводные грузовики этой компании в 1930-е годы считались лучшими в мире, а у вермахта были серьёзные проблемы с моторизацией. По оснащению автотранспортом вермахт уступал (в процентном отношении) даже таким странам, как Бельгия и Голландия. Все пехотные дивизии вермахта до конца войны имели артиллерию на конной тяге. Но возникла серьёзная проблема: французы заломили за свои машины такую неимоверную цену, что снабжать ими армию было нереально.

То же самое было и с поставками прочей продукции из других стран: немцы за неё платили, и, судя по некоторым примерам, даже очень дорого платили. Например, поставки железной руды из Швеции, без которой Германия бы долго не провоевала, обходились дороже немецкой.

Конечно, немцы наложили большие контрибуции на побеждённые страны, захватив в том числе и огромные запасы. Помимо этого было захвачено практически всё вооружение побеждённых стран. Но реальная польза от этих трофеев была мизерной. Из упоминаемых в советских источниках 5 000 трофейных французских танков (а их было ну явно не столько) на Восточном фронте использовалось за все годы войны несколько десятков, включая и переделанные в различные самоходные установки. Трофейными французскими грузовиками действительно оснастили почти треть дивизий, но этих машин хватило на пару лет войны, к тому же на наших дорогах они скоро истратили свой ресурс.